03.07.2003

Shell хочет строить заправки в Москве. Эксперты полагают, что без местного партнера ей будет сложно



На московском розничном топливном рынке может появиться новый серьезный игрок. Вчера представитель англо-голландской Royal Dutch/Shell заявил, что компания изучает возможность строительства автозаправок в столице. Новые участки для строительства заправок могут появиться только в новых районах города, поэтому участники рынка ожидают, что Royal Dutch/Shell придется привлекать в партнеры кого-то из влиятельных столичных бизнесменов либо приобретать станции на вторичном рынке. Вчера на годовом собрании Московской топливной ассоциации (МТА) , объединяющей большую часть столичных бензоторговцев, в нее был принят новый член - Shell East Europe Company Ltd/ЗАО "Шелл Нефть". Выступая на собрании, менеджер по развитию этой компании Эдгарс Залитис заявил, что руководство Shell приняло решение об исследовании розничного топливного рынка Москвы, по результатам которого будет принято решение об инвестировании в этот сектор. Более конкретно говорить о планах компании он не стал, однако заявил, что намерения у нее серьезные.

У Shell уже есть опыт организации автозаправочного бизнеса в России. В 1997 г. она объявила о программе строительства 25 АЗС в Санкт-Петербурге. Сейчас уже работает шесть заправок, но новые больше не возводятся. В Shell не объясняют причин недовыполнения программы, но один из участников петербургского топливного рынка говорит, что после кризиса 1998 г. у компании начались неприятности с городскими властями и конкурентами.

Shell может стать третьей иностранной нефтекомпанией на московском розничном рынке. Еще в 80-е гг. свою первую и до сих пор единственную АЗС построила итальянская Agip, а в 1995 г. этим бизнесом занялась ВР, у которой теперь здесь около 30 заправок.

Скорее всего возглавит московский проект Shell Эдгарс Залитис. Сейчас он руководит фирмой "Шелл АЗС", которая построила и эксплуатирует питерские заправки, а ранее создал сеть шелловских заправок в Латвии. По словам одного из питерских партнеров "Шелл АЗС", в Москве компания хотела бы получить 12 участков под АЗС.

Однако сделать это будет непросто. BP, в 1996 г. построившая первую АЗС в Москве самостоятельно, затем пришла к выводу, что для дальнейшего развития бизнеса ей необходим влиятельный местный партнер. Им стал глава девелоперской компании ST-Group Шалва Чигиринский: сейчас ST-Group принадлежит 26% акций компании "Петрол Комплекс", владеющей заправками BP. Чигиринский очень много сделал для продвижения ВР на московском рынке, сказал переизбранный вчера президентом МТА Сергей Борисов.

"Известно, как у нас проводятся конкурсы, - говорит гендиректор московской сети АЗС, - один из претендентов заранее договаривается с властями и становится победителем". Он уверен, что Shell - "достаточно мощная компания, чтобы стать таким претендентом", но считает, что для этого ей "хорошо бы заполучить авторитетного партнера - такого, как Чигиринский у ВР".

Борисов предполагает, что Чигиринский мог бы стать партнером и Shell - ведь у него уже есть с этой компанией крупный совместный проект в нефтедобыче - освоение Салымской группы месторождений в Западной Сибири.

Исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко говорит, что сейчас практически невозможно получить новые участки для строительства заправок - в ближайшие полтора года появятся порядка 50 АЗС, но места для них выделялись несколько лет назад. Свободные же участки, пригодные для строительства заправочных комплексов, сейчас найти очень трудно.

"Нет ничего невозможного, - успокаивает пресс-секретарь московского мэра Сергей Цой, - будут появляться новые магистрали и новые районы застройки, а значит, будут проводиться конкурсы на участки под АЗС. Мы будем приветствовать такого инвестора, как Shell".

По словам Борисова, сейчас возможно получение участков в новых спальных районах вроде Южного Бутова или на новых магистралях. И хотя районы эти непрестижны, АЗС в них вполне могут быть успешными. Строительство заправочного комплекса с максимумом сопутствующих услуг он оценивает в $1 - 2 млн в зависимости от близости коммуникаций, а готовая АЗС в зависимости от качества, по его оценке, стоит от $1 млн.

По мнению директора сети АЗС, на вторичном рынке возможностей все же больше. Сергиенко также считает, что Shell скорее всего пойдет на вторичный рынок и купит готовые АЗС под реконструкцию.

В любом случае бензоторговцы не считают, что вероятный приход Shell приведет к сколь-нибудь серьезному переделу московского розничного топливного рынка. Представитель BP Питер Хеншоу рад возможному приходу Shell. "Это свидетельствует о том, что Россия становится все более привлекательным рынком", - считает он. Конкуренции ВР, по его словам, не боится, поскольку считает ее благом. А российский бензоторговец говорит, что после того, как свою сеть создала ВР, Shell вряд ли привнесет в рыночную ситуацию что-либо новое.

Источник: Ведомости