07.07.2003

Авиакомпании научат считать места



Авиакомпании плачут. Все идет к тому, что с 2004 года в Европе будет ужесточено наказание за овербукинг – ситуацию, когда авиаперевозчик, стараясь заполнить самолет до отказа, продает больше билетов, чем реально имеется мест в самолете.

Европейский парламент на этой неделе принял во втором чтении закон, который удваивает компенсации пассажирам, пострадавшим от овербукинга (overbooking).

При этом возможны несколько уровней денежной компенсации пассажирам, которые не смогли улететь по этой причине своим рейсом или рейс был задержан на несколько часов или перенесен.

Если расстояние, на которое пассажир собирался лететь, не превышает 1500 километров (то есть не дальше, чем от Москвы до Одессы, Туапсе или Перми), то компенсация полагается в размере 250 евро ($290). Если рейс дальний, от 3500 километров (в российских реалиях Москва–Красноярск), то компенсация вырастает уже до весьма чувствительных 600 евро ($690). Это вдвое больше, чем положено по нынешнему закону.

Сейчас европейские правила гарантируют право выбора между выплатой полной стоимости билета на ту часть пути, которая не состоялась, и доставкой до места назначения в режиме максимального благоприятствования. При этом пассажир получает денежную компенсацию в размере не менее $165 за сорванный полет дальностью до 3500 км, а если протяженность больше, то размер компенсации удваивается. Но сумма уменьшается в два раза, если вынужденная задержка не превышала двух часов (четырех часов на дальних расстояниях). Организации, защищающие права потребителей, уже выразили недовольство тем, что новый закон не распространяется на чартерные рейсы.

Положение о чартерных рейсах и компенсации за задержку багажа было в исходном тексте законопроекта, но Европарламент решил, что эти пункты достаточно хорошо регулируются другими действующими законами. Суммы компенсаций также подверглись пересмотру: вносившая законопроект комиссия по защите прав потребителей требовала утроения компенсаций. Но в итоге Европаламент пошел только на двукратное увеличение.

Положения будут распространяться на пассажиров, отбывающих из аэропортов стран ЕС, а также на тех, кто летит в страны ЕС авиакомпаниями, которые там базируются. Впрочем, закон еще должны одобрить еще 15 министерств транспорта в странах ЕС.

И только в случае, если он будет одобрен и там, закон сможет вступить в силу в 2004 году, как и предусмотрено. Да и компенсации будут касаться лишь овербукинга в чистом виде. Европейский парламент предпочел не обратить внимания на то, что компания может успешно избежать выплат в случае, если задержка рейса будет вызвана непогодой или техническими неполадками.

Кстати, европейские компании до сих пор не имели верхнего фиксированного предела в сфере двойного бронирования. По некоторым данным, в середине 90-х годов Air France потратила на компенсации пассажирам по причине «сверхпродажи» билетов, которую тогда активно использовала, $4-5 млн. Зато, например, американская Delta Airlines имеет строгие правила: овербукинг в экономклассе не должен превышать пяти мест, в бизнес-классе – двух, а в первом вообще не допускается.

По словам представителей российских агентств, занимающихся продажей авиабилетов, все российские авиаперевозчики также используют овербукинг. При этом закона, по которому бы компании несли за это ответственность, в России нет. Все отношения регулируются Варшавской конвенцией 1929 года (с изменениями, подписанным в Гааге в 1955 году).

В случае овербукинга у каждого перевозчика свои правила компенсаций, но, как гласит пункт 4 (a) Конвенции, ответственность перевозчика «ограничивается возмещением разумных расходов пассажира на проживание, питание, средства связи и наземный транспорт в аэропорт и из него, а также компенсацией за любой другой ущерб, понесенный пассажиром, в размере, не превышающем 100 долларов США за день или его часть до того времени, когда перевозчик сможет обеспечить транспортировку либо другим его рейсом, либо на рейсом другого перевозчика»

По официальным данным, около миллиона европейских пассажиров ежегодно не могут улететь своим рейсом из-за того, что на одно место было продано несколько билетов. Еще до полумиллиона пассажиров страдают по этой причине в США.

Аналитики Business Week отмечают, что ужесточение закона будет способствовать тому, чтобы авиакомпании были более пунктуальны. А это тем более необходимо, потому что в европейском небе пролегает слишком много авиамаршрутов. Следить за всеми самолетами становится с каждым годом все сложнее.

Источник: Газета.RU