07.07.2003

Уникальную российскую шахту по добыче изумрудов продали всего за $1 млн



Единственный в Европе - один из трех в мире - подземный рудник в Свердловской области, на котором добывались изумруды и александриты, продан компании "Норфин" за $1 млн. Простояв 7 лет в бездействии из-за критического финансового положения, рудник пришел в нерабочее состояние, и теперь, как утверждают специалисты, новому владельцу придется вложить в него еще около $10 млн, чтобы возобновить добычу уральских самоцветов.

Рудник Минатома раньше использовался в основном для добычи бериллиевого концентрата, который шел на оборонные нужды. Изумруды были здесь побочным продуктом, от которого атомное ведомство отказалось, когда отпала необходимость в стратегическом сырье. Добыча драгоценных камней остановилась, шахтеров уволили, а оставшиеся занимались переработкой технологических отвалов. Именно в этих отвалах случайно был найден александрит "Патриот", который, как и изумруд "Президент", шахтеры пытались продать, чтобы выплатить долги и получить зарплату. Не удалось: вместо ожидаемых $1,5 млн, в которые эксперты оценили оба минерала, Гохран России предложил горнякам лишь $150 тыс.

О криминальных страстях, царивших в "изумрудном городе" и вокруг него, "Известия" подробно писали 26 июля 2000 года. Но затем все, даже воры, потеряли к руднику всякий интерес. Шахта простаивала, энергетики за долги периодически отключали насосы, откачивающие из нее воду. Это грозило затоплением рудника и гибелью оборудования.

Хозяин предприятия - ОАО "Изумрудные копи Урала" (ИКУ), контрольный пакет акций в котором принадлежит федеральному правительству, накопил к тому времени кредиторскую задолженность 162 млн руб. Кредитовало шахтеров совместное российско-ирландское предприятие, зарегистрированное в Екатеринбурге, - "Зелен-камень", которое за это получило в собственность обогатительную фабрику, гранильный участок и лицензию на право разработки недр.

Правительство Свердловской области несколько раз инициировало банкротство рудника, но только год назад арбитражный суд признал несостоятельность предприятия. Здесь было введено конкурсное управление и проведена инвентаризация имущества. Рудник пытались выставить на торги, но покупателей на уникальные сокровища не могли найти: восстановить добычу, как считают специалисты, возможно лишь через полтора года. Для этого необходимо полностью заменить оборудование, вложив в него около $10 млн.

Единственным реальным претендентом на погибающий рудник директор ИКУ Владимир Чеглоков считал СП "Зелен-камень". Но в торгах оно официально не участвовало. Заявки были поданы от трех ранее не замеченных в отрасли претендентов, двое из которых, по неофициальным данным, появились лишь для "массовки". Владельцем изумрудного рудника стало ООО "Норфин", зарегистрированное в Москве. Миллион долларов, полученный от него, конкурсный управляющий Владимир Легалов намерен пустить на выплату страховых и "инвалидных" долгов перед шахтерами - больше этих денег ни на что не хватит.

"Первую треть от миллиона долларов новый владелец рудника уже оплатил. До 15 августа должны быть переведены остальные деньги, - рассказывает Легалов. - Я считаю, новый собственник будет разрабатывать шахту. Даже знаю, что он планирует вложить $9 млн в замену оборудования и еще ........9 млн - в крупномасштабную раскрутку на мировом рынке драгоценных камней". Легалов рассказал "Известиям", что новый владелец знает о ряде предстоящих природоохранных и юридических мероприятий, необходимых для получения лицензии. В конце концов он купил только право на разработку недр.

В Свердловском областном Министерстве госимущества "Известиям" ничего не смогли сказать о новом хозяине подземных кладовых Урала. "Конкурсные торги предприятия-банкрота проводятся по закону без участия акционеров, - пояснили там, - и даже имена участников конкурса не подлежат огласке. Можно лишь озвучить название фирмы-победителя".

Кто стоит за ООО "Норфин", не знают и в поселке Малышева, где находится рудник. В "Зелен-камне" "Известиям" не смогли назвать даже номер телефона покупателя. А глава администрации поселка Владимир Пивко говорит: "Понятия не имею, кто такие. Я сам бы хотел их увидеть, две недели уже добиваюсь, чтобы они как-то объявились". В поселке надеются, что новый хозяин возобновит производство.

Источник: Финансовые известия