09.07.2003

"ЛУКОЙЛ" жалуется на конкурентов. За то, что они обменивают его дисконтные карты на свои



Екатеринбургская "внучка" "ЛУКОЙЛа" обвиняет в недобросовестной конкуренции компанию "Свердловскнефтепродукт", подконтрольную "Сибнефти" и ТНК. В "ЛУКОЙЛе" утверждают, что конкурент пытается вытеснить с рынка лукойловские дисконтные карты, заменив их своими. Эксперты не припомнят, чтобы вертикально-интегрированные компании применяли такие методы конкурентной борьбы, и называют их некорректными. "ЛУКОЙЛ" и "Сибнефть" - основные поставщики топлива в Екатеринбург и Свердловскую область. Дилерам "ЛУКОЙЛа" принадлежат 30% рынка бензина и 31% - дизтоплива, дилерам "Сибнефти" - соответственно 60% и 39%. Под торговой маркой "Сибнефти" работает ОАО "Свердловскнефтепродукт" (СНП) , которому в регионе принадлежат 90 автозаправочных комплексов. Согласно отчету за I квартал 2003 г. , 40,5% акций этой компании владеет "Сибнефть", а еще 28% косвенно контролирует ТНК. "ЛУКОЙЛ-Екатеринбургнефтепродукт" ( "ЛУКОЙЛ-ЕНП") имеет в регионе 32 заправочные станции, и к концу этого года их число вместе с новыми джобберами планируется довести до 120. Учредителем этой компании является "ЛУКОЙЛ-Пермь", на 100% принадлежащая "ЛУКОЙЛу".

Как рассказал "Ведомостям" представитель "ЛУКОЙЛ-ЕНП", еще весной в двух местных газетах было напечатано объявление о том, что с 7 апреля по 7 июля на заправках "Свердловскнефтепродукта" дисконтные карты "ЛУКОЙЛа" можно обменять на карты "Сибнефти". Аналогичные объявления были вывешены и на самих АЗС "Свердловскнефтепродукта", работающих под маркой "Сибнефти". "Мы сочли это недобросовестной конкуренцией и обратились с заявлением по этому поводу в Министерство по антимонопольной политике (МАП) ", - говорит лукойловец. По его словам, ему приходилось слышать, что при обмене карт конкуренты в ряде случаев приплачивали клиентам какую-то символическую сумму, "и это особенно оскорбительно для нас". Эти действия кажутся собеседнику "Ведомостей" циничными еще и потому, что топливо для реализации "Свердловскнефтепродукт" покупает в том числе и у "ЛУКОЙЛ-ЕНП".

Начальник отдела Свердловского территориального управления МАП Людмила Смирнягина подтвердила "Ведомостям", что заявление от "ЛУКОЙЛ-Екатеринбургнефтепродукта" поступило еще в мае. Его рассмотрение первоначально было назначено на 26 июня, однако затем его перенесли на 24 июля, с тем чтобы заявитель представил дополнительные материалы, в частности сведения об ущербе, который ему нанесла акция "Свердловскнефтепродукта". От каких-либо комментариев по существу дела до его рассмотрения она воздержалась.

Пресс-секретарь "Свердловскнефтепродукта" Юлия Давыдова подтвердила, что акция по обмену карт проводилась, но комментировать ситуацию также отказалась. "Заявление по этому поводу мы сможем сделать только после того, как МАП вынесет какое-либо решение", - сказала она.

Скандалы между вертикально-интегрированными компаниями на розничном рынке нефтепродуктов - большая редкость. Широкую огласку получил конфликт между "ЮКОСом" и "Сибнефтью", возникший в 1997 - 1998 гг. вокруг региональной сети АЗС и нефтебаз, входивших в "Новосибирскнефтепродукт". После длительной борьбы за это предприятие компании пришли к соглашению о паритетном управлении. "Обычно же разборки идут между структурами, входящими в холдинг, и независимыми бензоторговцами, - говорит представитель Российского топливного союза (РТС) , объединяющего розничных бензоторговцев. - Первые демпингуют на рынке, чужим продают топливо дороже, чем своим, или не продают вовсе, в общем, всеми способами склоняют независимые компании к продаже бизнеса".

Директор одной из московских сетей АЗС называет акцию "Свердловскнефтепродукта" "некрасивой". "У нас здесь сверхконкурентный рынок, но вряд ли кто-нибудь из его участников позволит себе такое. А если позволит, то сразу же поставит себя вне нашего сообщества", - уверен он. Представитель РТС согласен, что "такая конкуренция не вписывается в этику бизнеса", а дисконтные карты разных фирм должны существовать на рынке параллельно, а не "поедать друг друга".

Сотруднику центрального аппарата МАПа, по его признанию, доводилось слышать рассказы о подобных конфликтах между бензоторговцами, но только на региональных уровнях. По словам чиновника, исход дела будет зависеть в основном от того, как на него посмотрят в территориальном управлении. Он не исключает субъективизма чиновников, "поскольку критерии добросовестной и недобросовестной конкуренции в законе четко не прописаны".

Источник: Ведомости