09.07.2003

Diageo призывает к осторожности. Алкогольные компании хотят избежать нападок



ЛОНДОН - Пока компании по производству спиртных напитков в отличие от коллег из табачной и пищевой отраслей не навлекли на себя гнев потребителей. Однако крупнейший в мире производитель алкогольных напитков Diageo проявляет в своей рекламе похвальную осмотрительность и призывает потребителей развивать чувство меры.
Речь идет о новой рекламной кампании брэнда Smirnoff. Двое влюбленных, Хэнк и Синди, отправляются в ресторан, чтобы отметить свою помолвку. Там к ним подсаживается старый знакомый Хэнка и начинает развлекать Синди рассказами о многочисленных холостяцких похождениях ее жениха. Невеста потрясена. Ролик заканчивается надписью: "Всегда надо знать, когда остановиться".

В этом обращении к потребителям при ближайшем рассмотрении можно обнаружить просьбу соблюдать меру в употреблении крепких напитков. Это еще один пример того, как крупные производители спиртных напитков стремятся продемонстрировать блюстителям общественной нравственности, что к проблеме пьянства они относятся с полной серьезностью.

Надо сказать, что до сих пор злоупотребление алкоголем привлекает куда меньше внимания, чем проблемы, связанные с курением и лишним весом.

На данный момент самым распространенным, хотя и легализованным злом считается курение. На табачные компании обрушился шквал классовых исков и общественного порицания. Чуть позже претензии стали предъявляться и производителям продуктов, способствующих ожирению.

При этом, к тихому изумлению руководителей табачных и пищевых компаний, производителям алкогольных напитков удается избежать подобных нападок. Это тем более удивительно, что злоупотребление алкоголем приводит к куда более серьезным социальным проблемам, чем переедание или курение. Как известно, с пьянством связано большое число дорожных происшествий, уголовных преступлений, рост разводов и проч. , и проч.

Более того, во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков. По данным исследования World Drinks Trends, в период с 1990 по 2001 г. потребление алкоголя выросло на 12% , главным образом за счет стран с развивающейся экономикой в Латинской Америке и Восточной Европе. По данным Всемирной организации здравоохранения, 140 млн человек страдает алкоголизмом.

Одна из причин, по которым компаниям по производству алкогольных напитков удается избежать общественного гнева, в том, что в развитых странах употребление алкогольных напитков снижается. Например, если в США в 80-е гг. потребление алкоголя составляло 8,3 л на душу населения, то в 2001 г. этот показатель снизился до 6,7 л.

Вторая причина, как считает Джон Банжаф, профессор права из университета Джорджа Вашингтона, который выступал в первых рядах судебного наступления на табачные, а сейчас и на пищевые компании, состоит в том, что в суде труднее доказать, что человек не знал о последствиях употребления алкоголя. "Практически все знают, что злоупотреблять спиртными напитками опасно", - говорит он.

И, в-третьих, сейчас, когда общественное мнение отчаянно борется с курением и перееданием, компании по производству алкогольных напитков попросту отошли на второй план. Например, ВОЗ сосредоточила основные усилия на борьбе с курением. В 80-е гг. европейское отделение этой организации выступило с призывом сократить к 2000 г. потребление алкоголя в Европе до 75% от уровня 1980 г. На заданные показатели выйти не удалось, и организация сосредоточила усилия на борьбе с курением. (FT, 8. 07. 2003, Екатерина Кудашкина)

Источник: Ведомости