11.07.2003

Без грифа "секретно". Через полгода возможностей для рэкета станет в России больше



Со следующего года предприниматели станут полностью прозрачными для народа. С 1 января Министерство по налогам и сборам (МНС) откроет доступ к базам данных, в которых пока еще хранится информация об учредителях и структуре собственности российских предприятий.

С 1 января 2004 года у МНС больше не будет оснований скрывать персональную информацию налогоплательщиков. Министерство обнародовало письмо, в котором объяснило, как будут применяться принятые в июне Госдумой поправки в закон о регистрации юрлиц.

Из этих объяснений выходит, что с нового года МНС будет обязано предоставлять учредительные документы компаний и свидетельства о регистрации индивидуальных предпринимателей по запросам третьих лиц. В учредительных документах компаний и индивидуальных предпринимателей, как известно, содержатся паспортные данные и персональная информация об учредителях.

Причем, как объяснили "Финансовым Известиям" в министерстве, запрос сможет принести в налоговую как компания (конкурирующая? - "Известия"), так и частное лицо. Известно, что подающий запрос должен будет сформулировать веское основание для предоставления подобных документов. Какими будут эти требования, в МНС пока не говорят. Скорее всего, конкретные инструкции появятся до конца этого года.

Правда, в МНС подчеркивают, что удовлетворяться будут запросы только тех лиц, которые сами полностью предоставят налоговикам сведения о себе и придут в налоговую лично. После того как любопытство подавшего запрос будет удовлетворено, налоговики подошьют запрос в папку регистрационных документов компании или предпринимателя. Чтобы те при случае узнали, кто ими интересовался.

Изменения не затронут тех людей, чьи персональные данные также вносятся в Единый госреестр налогоплательщиков - например, главных бухгалтеров компаний. По закону о регистрации юрлиц МНС не имеет на это права и не получит его после вступления в силу новых поправок. Сейчас любопытным доступны пока лишь данные компаний, которые содержатся в реестре, - например, юридический адрес, название или расчетный счет. Подобная информация находится в свободном доступе (в налоговой инспекции или на сайтах МНС). К юридическим лицам со следующего года присоединятся и индивидуальные предприниматели - записи об их регистрации МНС будет вносить на протяжении всего 2004 года.

Возможность для посторонних людей получить персональные данные вряд ли обрадует учредителей компаний и предпринимателей. Правда, юристы считают, что бороться с этим бессмысленно - если возможность запроса прописана в федеральном законе о госрегистрации юрлиц, остается только смириться с распространением личной информации о себе.

"Индивидуальные предприниматели регистрируются по месту жительства. В принципе эти данные действительно часто нужны. Например, однажды мы обращались в суд и нас попросили доказать, что предприниматель-ответчик действительно находится по адресу, который указан в иске. Взять такую информацию можно только в регистрирующем органе, - говорит старший юрист юридической компании "Вегас-Лекс" Анна Худанова. - Но в любом случае это слишком личная информация, и скорее всего, будут злоупотребления".

Юристы уверены, что новый закон противоречит Налоговому кодексу. "Предоставляя сведения третьим лицам по закону о госрегистрации, налоговый орган в любом случае будет нарушать налоговую тайну налогоплательщика", - говорит юрист консалтинговой группы "Интерэкспертиза" Иван Чемичев. Поскольку, по 102-й статье Налогового кодекса, налоговый орган обязан хранить в тайне все сведения о налогоплательщике, если только ими не интересуются правоохранительные органы или сам налогоплательщик не против того, чтобы данные о нем были переданы кому-то еще.

Тайны бизнеса

Информация о том, сколько средств поступает от каждого налогоплательщика (как частного лица, так и компании), держится в строжайшей тайне практически во всех странах, в том числе и в России.

Другое дело - данные о самих налогоплательщиках. В большинстве европейских стран существуют реестры компаний, аналогичные российскому. В Германии, например, такие реестры ведут местные органы власти - например, муниципалитеты или суды (это зависит от типа юридического лица). Основная информация о компании находится в открытом доступе. В некоторых странах, например во Франции, сведения о компании после регистрации должны по закону публиковаться в местной прессе. Правда, в большинстве стран в список "основных сведений" не входят персональные данные акционеров или учредителей. Чаще всего в реестры вносятся лишь их имена и фамилии.

Тайна персональных данных налогоплательщиков-физлиц во многих западных странах охраняется законом, и на любую структуру, которая этими данными поделилась с третьим лицом без согласия налогоплательщика, можно подать в суд и почти наверняка выиграть дело. При этом сам налогоплательщик вправе получать данные о том, что записано в реестре на его имя и какова его налоговая история.

Строже всего с получением персональных данных налогоплательщика обстоят дела в Китае. С 2001 года их не могут получить даже территориальные налоговые инспекции, пока не докажут центральным властям, что конкретный китаец недоплатил в казну налогов.

Одним из немногих примеров того, как персональные данные едва не стали всеобщим достоянием, можно назвать попытку создания единой базы данных жителей Японии. Чиновники решили собрать воедино сведения обо всех жителях страны - адрес проживания, паспортные данные, пол и дату рождения каждого японца. По замыслу их можно было бы запросто получить каждому в муниципалитете. Проект провалился - муниципалитеты заявили, что никогда не предоставят центральным властям персональных данных людей без их согласия. В итоге замысел в корне изменился - японский парламент внес поправку о конфиденциальности информации и общеяпонская база данных осталась в ведении властей.

Источник: Финансовые известия