11.07.2003


Официальное заявление компании Mail.ru



В течение последней недели на страницах нескольких Интернет-изданий (Newwws.ru, Runet.ru, Compulenta.ru) были опубликованы материалы, посвященные рекламной кампании нашего нового сервиса "Поиск@mail.ru".

(Материалы по теме)
В некоторых из этих материалов было высказано мнение о том, что методы, применяемые для продвижения собственной услуги, являются некорректными и нарушают российское законодательство, а именно "Закон о рекламе" и "Гражданский кодекс".
Пострадавшей от этих действий стороной авторы публикаций называли компанию "Яндекс", данные поискового сервиса которой указывались в рекламных материалах. В текстах статей приводилось мнение руководства "Яндекса" об этичности и законности этих действий.

Руководство компании Mail.ru официально заявляет:
Компания Mail.ru ведет свою хозяйственную деятельность в соответствии и руководствуясь законами Российской Федерации. Неподкрепленные юридической силой домыслы на тему нарушения закона, якобы имевшего место со стороны Mail.ru, будут расцениваться нами как "порочащие честь, достоинство и деловую репутацию".
В связи с повышенным интересом СМИ к нашим рекламным материалам мы провели консультацию с независимым юристом, специализирующимся на вопросах рекламного законодательства.
Вот мнение Данила Першина, начальника юридического отдела компании "ТВ-Проект", занимающейся наружной рекламой в Москве, по поводу "инкриминиуемых" нам журналистами нарушений закона:
Федеральный закон "О рекламе"
Статья 6. (Недобросовестная реклама)
п.2 - содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов).
"по-моему мнению факт некорректности в сравнении услуг поиска Mail.ru и Yandex.ru отсутствует, т.к. данные поиска прямо и действительно указывают на то, что услуга системы Mail.ru выдает наибольшее количество ресурсов по данному запросу. Тот факт, что Yandex.ru оказывает поисковые услуги пользователям, обрабатывая только "сервера, содержащие тексты на русском языке и/или имеющие отношение к России" (см. http://yandex.ru/addurl.html), это дело самого Yandex.ru. Это рынок, где каждый участник самостоятельно определяет, как себя позиционировать и на какой тип потребителя делать ставку: которому интересны только русскоязычные сайты или все сайты Интернета.
И Яндекс, и Mail.ru предоставляют одну и ту же услугу - поиск в Интернете, и та, и другая система производит поиск, как по русскоязычным, так и по англоязычным сайтам (например, наберите в "Яндексе" "Microsoft", "Nokia", "Siemens" и т.д.), соответственно, сравнивать эти две системы вполне корректно.
Следует отдельно отметить, что использование корректных сравнений с товарами и услугами других участников рынка не запрещено действующей редакцией Закона "О рекламе", если результаты таких сравнений соответствуют действительности. Пример: исследования операторов сотовой связи о количестве абонентов своих и конкурирующих систем и публикация результатов в прессе. Кроме этого, большое количество рекламных материалов сравнивают себя и свои услуги (товары) не только с конкретным конкурентом, а вообще со всеми участниками рынка. Так в частности используются слова "самый", "лучший" и т.д. Это вполне законно, если имеются доказательства таких качеств.
Что касается, "чести, достоинства и деловой репутации", из смысла данной статьи следует: чтобы опорочить чью-то честь, достоинство и деловую репутацию в рекламной материале должны наличествовать заключения, высказывания и образы. В рекламных баннерах Mail.ru они отсутствуют, присутствует только информация.
Следует отметить отдельно, что само по себе сравнение показателей услуг (товаров) разных производителей не может нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации, по крайней мере не в контексте законодательства о рекламе".
п.3 - введение потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.
"Совершенно очевидно, что "имитация" рекламных материалов компании "Яндекс" отсутствует, т.к. рекламные материалы поискового сервиса компании Mail.ru имеют индивидуальный дизайн и изготовлены с использованием логотипа компании Mail.ru.
Речь также не может идти о "злоупотреблении доверием пользователей" и "отсутствии в рекламе части существенной информации", т.к. в рекламных материалах компании Mail.ru содержится ровно та же самая информация о результатах поиска, которую пользователь получает, когда осуществляет реальный поиск через любую поисковую машину, в том числе "Яндекс". А именно - данные о количестве найденных страниц. Интерпретировать полученные данные и в том, и в другом случае пользователь имеет право самостоятельно".
Статья 7. Недостоверная реклама
"В связи с тем, что приведенная в рекламных баннерах информация соответствует действительности, назвать "недостоверной" эту рекламу нельзя. Результаты поиска говорят сами за себя, в связи с чем ст. 7 закона "О рекламе" "Недостоверная реклама" не применима".
Статья 8. Неэтичная реклама
"Данная статья признает неэтичной рекламой информацию, которая нарушает нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений и при этом направлена в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории и т.д. Т.е. для отнесения рекламной информации в категории неэтичной рекламы главным критерием является наличие оскорбительных слов и сравнений, которые в рекламе Mail.ru отсутствуют. Комментировать здесь нечего".
"Что касается обвинения в нарушении Статьи 152 Гражданского кодекса РФ (Защита чести, достоинства и деловой репутации), то они полностью беспочвенны, т.к. компания Mail.ru не распространяла никаких сведений, не соответствующих действительности о компании "Яндекс".
Статья 138 ГК РФ (авторские права на торговую марку) также не применима в данной ситуации, т.к. торговая марка "Яндекса" не использовалась для наименования своего товара или услуги. Точно также упоминание названия чужой торговой марки в журнальной статье или публичном высказывании не может быть расценено, как ее использование".
Сотрудниками компании Mail.ru также были проведены телефонные консультации с представителями Министерства по Антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. По мнению представителей МАП, в действиях компании Mail.ru нет ничего противоречащего российскому законодательству и официальный запрос на эту тему, если таковой последует, вряд ли будет принят к дальнейшему рассмотрению.
Таким образом, мы хотим еще раз подчеркнуть, что компания Mail.ru ведет свою деятельность в порядке установленном законодательством и готова отстаивать законность своих действий в зале суда.
Что касается вопросов деловой этики, честная (законная) конкуренция - это здоровый рыночный механизм, благодаря которому происходит развитие отрасли, совершенствуются товары и услуги. Используя законные приемы конкуренции, мы не ставим своей целью каким-то образом обидеть или унизить компанию-конкурента, а, напротив, демонстрируем свое уважение к ее достижениям.
Мы хотим особо подчеркнуть свое хорошее отношение к компании "Яндекс" и ее руководящему составу и свою готовность в дальнейшем сотрудничать в области различных массовых Интернет-сервисов.

Руководство компании Mail.ru
10 июля 2003