16.07.2003

Starbucks идет в Китай



ШАНХАЙ - Американская сеть кафе Starbucks намерена открыть несколько сотен кофеен в Китае. Проблема, однако, в том, что китайцы испокон века пьют чай и кофе, на их вкус, слишком горек. Сегодня, когда Starbucks разворачивает широкомасштабное наступление на китайский рынок, компании придется лишний раз продемонстрировать свое знаменитое искусство подбирать самые удачные места для своих кофеен. Цель проста: создать сеть кафе, которые считались бы модными заведениями среди представителей нарождающегося здесь среднего класса, но при этом оставались бы вполне доступными по ценам.

Пока же, несмотря на то что в Китае открыто уже 69 кафе Starbucks, сказать, что компания пользуется здесь популярностью, было бы большой натяжкой. Средняя порция напитка "латт" стоит в китайских Starbucks $2,65. Это много, если учесть, что ежемесячный доход средней семьи из трех человек в апреле 2003 г. составлял около $140.

Прорыв в Китай может стать самым трудным испытанием на прочность маркетинговой системы Starbucks с ее поистине спартанским бюджетом. Starbucks China, например, не намерена проводить никаких рекламных акций, разве что выступит в качестве спонсора интернет-клуба любителей кофе и станет время от времени проводить бесплатные дегустации кофе в холлах офисных зданий.

Starbucks делает ставку на удачное расположение своих кофеен. "Наша главная реклама - наши кафе", - говорит Кевин Линь, президент корпорации President Coffee - партнера Starbucks по совместному предприятию в Китае.

Кевин Линь с помощниками занял позицию неподалеку от того места на одной из центральных улиц Шанхая, где в будущем, быть может, возникнет очередная кофейня Starbucks. Линь и его команда вооружены счетными устройствами и занимаются подсчетом числа потенциальных клиентов.

Вот проходит молодая пара, на обоих - модные джинсы. "Это наши клиенты", - уверенно говорит Линь. Вот немолодая китаянка лет 50 в тренировочных штанах. "И это тоже наш клиент", - произносит Линь, аргументируя это тем, что пожилая женщина бросила взгляд на витрину дорогого бутика.

Каково число потенциальных клиентов, достаточное, чтобы открыть очередную кофейню, - в компании эта информация хранится в строгом секрете. А все потому, что в течение ближайших двух лет Starbucks планирует открыть в Китае несколько сотен своих кафе.

План компании довольно смел, если учесть, что на протяжении последних 4500 лет китайцы выращивают - и пьют - чай. Многие китайцы уверены, что на вкус кофе слишком горек. Например, житель Шанхая Чарльз Ло, один из завсегдатаев местного Starbucks, пьет кофе только там, а дома предпочитает чай. "Мне больше нравится вкус чая", - говорит он. А в кофейню ходит, поскольку там ему нравится расслабленная атмосфера и имидж посетителя Starbucks.

"Люди ходят в кафе Starbucks не для того, чтобы выпить кофе, - рассказывает Том Докторофф, управляющий директор Североазиатского отделения рекламной фирмы J. Walter Thompson. - Они ходят туда, чтобы выглядеть современными".

Не обошлось и без инцидентов. Когда в декабре 2000 г. Starbucks открыла кафе в самом центре Пекина, в знаменитом Запрещенном городе, это вызвало бурные протесты в местной прессе, которая утверждала, что 70% опрошенных против того, чтобы символ американского империализма находился в историческом сердце Китая. (WSJ, 14. 07. 2003, Екатерина Кудашкина)

Источник: Ведомости