17.07.2003

"Яndex" ушел в отрыв



Самый известный среди россиян отечественный интернет-проект - "Яndex", показало опубликованное на прошлой неделе фондом "Общественное мнение" (ФОМ) исследование "Брэнды российского Интернета". Аналитики утверждают, что дело в готовности "Яndex" тратиться на телерекламу. Исследования ФОМа показали, что три самых известных брэнда Рунета - "Яndex", Rambler и Mail.ru. За последний месяц "Яndex" посещала чуть ли не половина отечественных пользователей Интернета и две трети "суточной аудитории" (т. е. тех, кто пользуется Сетью ежедневно). Отставание Rambler и Mail.ru по обоим параметрам поистине драматическое - в 1,5 и 2,5 раза соответственно. У четверти россиян слово "Интернет" ассоциируется исключительно с "Яndex".

Авторы отчета особо отмечают, что "Яndex" хорошо известен провинциалам: 62% его аудитории составляют жители малых городов и сел, в то время как у Rambler и Mail.ru эта доля достигает лишь 40%. Ведущий специалист ФОМа Ефим Галицкий объясняет столь мощный отрыв "Яndex" от конкурентов просто: "Они много рекламируются на телевидении, например приняли участие в популярном проекте "Последний герой" на "Первом канале".

Замгендиректора холдинга Rambler по связям с общественностью Иван Засурский согласен, что брэнд "Яndex" более узнаваем, однако считает, что раскрученность марки не приносит конкуренту пропорционального прироста посещаемости и увеличения доходов от рекламы. "Посещаемость наших порталов сравнима", - утверждает он.

Галицкий отчасти согласен с утверждением Засурского - опрос ФОМа не позволяет оценить посещаемость ресурсов. Однако специалист ФОМа указывает, что раскрученный брэнд, скорее всего, окажет влияние на посещаемость в ближайшем будущем.

Аналитик исследовательской компании SpyLOG Федор Вирин также согласен, что популярность марки "Яndex" не полностью отражает уровень посещаемости этого портала интернет-аудиторией. По его данным, посещаемость "Яndex" всего на 10 - 15% выше, чем у Rambler. Однако и он согласен с выводом Галицкого о значимости сильного брэнда для будущего развития компании. "Популярность, пусть и достигнутая за счет телерекламы, - это большой запас прочности", - говорит он.

Генеральный директор компании "Яndex" Аркадий Волож не отрицает значения рекламных кампаний, напротив, считает, что популярность его портала достигнута именно за счет большого числа посетителей. "Наш поисковый сервис не имеет конкурентов. Наша дневная аудитория не менее чем на 30% выше, чем у Rambler", - говорит он.

Каково бы ни было соотношение между известностью марки интернет-проекта и его реальной посещаемостью, известность явно не будет лишней. В Rambler это признают и намереваются с осени начать массированную рекламную кампанию на телевидении. "Мы напрасно не уделяли этому большого внимания раньше. Надеюсь, осенью ситуация изменится", - говорит Засурский. Вирин из SpyLOG добавляет, что росту популярности Rambler может поспособствовать региональный телепроект этого холдинга.

Опрос ФОМа проводился в конце июня 2003 г. по методике агентства Nielsen/NetRatings. В общероссийском опросе приняли участие 3000 респондентов из 44 российских регионов. Также был проведен дополнительный опрос в Москве (объем выборки - 600 респондентов, 100 из которых входят в общероссийскую выборку).

Источник: Ведомости