22.07.2003

29.07.2003 - Россия любит Golden Drum
28.07.2003 - Golden Drum глазами российских участников


22.07.2003 - Как это начиналось
18.07.2003 - "Золотой барабан": готовьтесь!


Как мы уже сообщали, в начале октября на словенском курорте Порторож пройдет 10-й, юбилейный фестиваль Golden Drum. Своими воспоминаниями о первом фестивале с читателями sostav.ru делится Игорь Викторович Крылов, доктор социологических наук, профессор (Москва).

КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ…

"Русский триумф в порту Роз". Под таким заголовком в ноябре 1994 в газете "Рекламный мир" вышел мой репортаж о первом фестивале "Золотой барабан". С тех пор нам даже близко не удалось подойти к феноменальному успеху десятилетней давности.

Фестивальный дворец

Судите сами: Юрий Грымов за ролик "СОЮЗАВТО" получил Гран -при "Золотой барабан" и "Золотые барабанные палочки" в соответствующей категории. Агентство "Премьер СВ" - "Золотую розу" как самое креативное агентство года. Вячеслав Бубнов - "Золотые палочки" за ролик "Надежная обувь "Эконика". Тимур Бекмамбетов - "золото" за сериал "Всемирная история от банка "Империал". Даже по количеству попаданий в шорт-лист мы тогда обошли всех: 27 роликов.
При этом Россия выступала в половину творческой мощности: мы не участвовали в конкурсе прессы и постеров. А конкурсов рекламных кампаний и веб-дизайна тогда еще не существовало.
…Это был мой первый визит на крупный международный рекламный фестиваль. Поразили две вещи. Во-первых, идеально работающий механизм фестивальной машины. К примеру, сданный мной на копирование доклад "Основные проблемы развития рекламного рынка России" уже в тот же день могли получить все желающие. Шорт-лист и список наград появлялись в пресс-центре сразу же после решения жюри.
Во-вторых, словенское гостеприимство. В отличие от Канн, где ты никому не нужен, на приемы и фуршеты гостеприимно приглашали каждый день. Даже мэр города Пирана пригласил на прием. А восхитительные рыбные закуски и замечательные вина на фуршетах почему-то никогда не заканчивались.

Мой доклад, смею надеяться, определенный интерес вызвал. Он был затем опубликован аж в Дублине, в ирландском журнале о маркетинге и рекламе IMJ. А председатель жюри Патрик Ширхольц (Patrick Schierholz), креативный директор австрийского DDB Needham, тут же подошел с вопросами о рекламной кампании МММ и очень удивленно качал головой. Ну как ему вообразить семейку Голубковых, которая ежевечерне жила на наших голубых экранах на деньги, сравнимые с национальным бюджетом, а потом в одночасье кинула миллионы россиян?
Вообще-то господин Ширхольц подходил ко мне с вопросами постоянно. Видимо, ему крайне нелегко было обосновывать вручение русским всего "золота" Порторожа при отсутствии в жюри представителя России. По поводу ролика про обувь "Эконика" он спросил: "Почему старый Фольксваген-жук без номеров, а за его рулем сидит негритянка?" Я объяснил это тем, что авторы ролика с самого начала хотели подчеркнуть нереальность ситуации, в которой обувь проходит проверку на прочность. Вот уже десять лет забываю спросить у Славы Бубнова, что же надо было сказать, но мой ответ председателя жюри устроил.
Сложнее было с всемирной историей банка "Империал". Если Грымов и Бубнов дублировали ролики английскими субтитрами, то в "Видео Интернешнл" то ли решили сэкономить, то ли забыли… "Империальский" сериал шел без субтитров! Если объяснить католику Ширхольцу, почему граф Суворов ничего не кушает до первой звезды, было легко: он понимал, что такое пост и Рождество, то с Тамерланом оказалось значительно сложнее. Исчерпав словарный запас английского в рассказе о татарском иге на Руси и Золотой Орде, которую разбил Тимур Тамерлан, я не выдержал. "Патрик, если бы Тамерлан дошел до Вены, все австрийцы навсегда запомнили бы его. Но по дороге у него возникли проблемы с турецким султаном!" Он понял юмор, расхохотался.
По поводу гран-при уже я пришел к нему за комментариями. Он рассказал, что его обладатель выбирался из трех роликов. И как ни удивительно, все - из автомобильной категории. Невыразительный венгерский "Фольксваген", симпатичный турецкий ролик, соединяющий в технике морфинга музыкальные стили времени с автодизайном и наш "СОЮЗАВТО". "Фольксваген - автомобиль, известный всему миру вот уже шестьдесят лет. А про то, что существует автомобиль УАЗ, вмещающий четверых козлят, семерых октябрят, двух партийцев и беспартийную тетю Маню, я узнал впервые. Конечно, этот автомобиль труднее рекламировать" - так обосновал председатель жюри этот выбор.
На заключительном банкете Патрик Ширхольц и президент фестиваля Юрий Апих пообещали, что впредь в жюри "Золотого барабана" обязательно будет приглашаться представитель России. Так оно и случилось. На следующий год в жюри работал Иван Чимбуров. Затем он был даже председателем жюри. Но такого золотого урожая российская реклама не собирала на "Барабане" больше никогда...
Чем это объяснить? Думаю, что в далеком 1994 жюри фестиваля мирового уровня впервые увидело нашу телерекламу. И она оказалась совершенно не похожей на традиционный западный стандарт. Согласитесь, и "Эконика", и "Союзавто", и "Империал" - яркие, нестандартные работы. А, главное, это очень русские работы.
Я желаю российской рекламе через десять лет повторить триумфальный успех на юбилейном "Золотом барабане". Не очень-то верю, но очень желаю. И обязательно постараюсь приехать в Порторож!

Игорь Крылов,
специально для sostav.ru