23.07.2003

Предприниматели построили деловую прессу по ранжиру



Рейтингов средств массовой информации изготавливается немало. При этом, как правило, исследования затрагивают один критерий - количество зрителей/читателей, что необходимо прежде всего для оценки рекламной привлекательности того или иного СМИ. Что касается качества предоставляемой аудитории информации, то этот показатель деятельности масс-медиа до сих пор был вне зоны внимания социологических служб. Во вторник в пресс-центре агентства "Интерфакс" представлены результаты исследований, претендующих на оценку именно качества медийной продукции. Пока речь идет о рейтинге деловой прессы.

Исследования проведены Ассоциацией менеджеров при поддержке "Интерфакса" и "Радио России".

Стоит сразу сказать о результатах, поскольку интригу в данном случае ожидать не имеет смысла. Среди центральных ежедневных газет первое место досталось издательскому дому «Коммерсант». За ним следуют «Ведомости» и «Известия». Четвертое место в этой категории досталось «Российской газете», что стало закономерным результатом повышения информативности этого издания.

Среди еженедельных московских газет первое место досталось изданию «Экономика и жизнь». Затем следует «Финансовая Россия» и «Московские Новости».

Пьедестал деловых журналов заняли (в порядке убывания) «Эксперт», «КоммерсантЪ Деньги и «Профиль». Самым качественным универсальным журналом был признан еще один «КоммерсантЪ» - «Власть». Среди лидеров регионального рынка деловой прессы особо следует отметить два питерских издания - «Деловой Петербург» и совсем немного уступивший ему в рейтинге «КоммерсантЪ Санкт-Петербург». На юге страны и в Приволжском Федеральном округе пальму первенства завоевали газеты с "неделовыми" названиями - «Город N» и «Советская Чувашия». Среди победителей региональных исследований оказались и единоличные лидеры своих округов - вологодская газета «Русский Север» и «Восточно-Сибирская Правда» из Иркутска. Другая «Правда» - из Белгорода - была признана лучшей в Центральной России, а еженедельник «Сибирский посад» стал лучшим на Урале. На Дальнем Востоке всех конкурентов опередила газета названием «Золотой Рог».

В процессе исследований было опрошено 188 экспертов, в роли которых выступили топ-менеджеры крупнейших российских компаний, представители исследовательских центров, государственных структур исполнительной и законодательной власти.

Для участия в рейтинге было отобрано около 200 изданий по всей России. Основными критериями определения качества газет и журналов стали известность, авторитет печатного СМИ, степень доверия к нему со стороны читателей, а также глубина анализа освещаемых событий.

В итоговом списке все газеты и журналы распределены по региональному принципу, таким образом определились издания-победители в каждом из федеральных округов.

Отдельные технологические решения были приняты в результате анализа качества московских СМИ. Здесь кроме итогового, было сформировано еще 4 списка изданий, где они были представлены в зависимости от формата и периодичности.

Как отметил исполнительный директор Ассоциации Менеджеров Сергей Литовченко, проведенное исследование ставит перед собой задачу выявить действительную картину отношения к различным печатным СМИ непосредственного потребителя деловой информации. То есть, бизнес сообщества.

При этом было отмечено, что нынешнее состояние рынка деловых изданий ведет к значительному искажению предоставляемой информации. Так, по данным Ассоциации менеджеров России, 70% российских СМИ так или иначе управляются государственными структурами, что препятствует, по мнению г-на Литовченко, объективному освещению происходящих событий.

Научный руководитель проекта Александр Дынин отметил, что подобные исследования будут проводиться ежеквартально. При этом будет постепенно увеличиваться как число участвующих в голосовании экспертов, так и количество оцениваемых печатных СМИ. Однако, не будет слишком большой смелостью предположить, что количество экспертов вряд ли повлияет на кардинальное изменение картины в обозримом будущем. Не надо быть слишком тонким специалистом, чтобы прогнозировать неизменность списка лидеров, по крайней мере, среди газет и журналов федерального значения. Скорее, появятся другие категории, на которые авторы рейтинга могут поделить прессу.

На вопрос Страны.Ru о перспективе проведения подобных исследований среди сетевых изданий Александр Дынин отметил, что «сетевые издания зачастую являются более оперативными, чем печатные», однако «печатные СМИ отличаются большей доступностью для бизнеса». Что, впрочем, вызывает сомнения: если речь идет о доступности интернета, то им деловые люди пользуются достаточно активно. Другое дело, что рынок сетевых СМИ недостаточно развит, и издания на традиционном бумажном "носителе" привычнее.

Источник: Страна.ru