23.07.2003

Поток холодного чая обрушился на российских покупателей



Сразу три крупных игрока рынка безалкогольных напитков - "Вимм-Билль-Данн", PepsiCola и "Лебедянский" начали продажи в нашей стране фасованного охлажденного чая (ice tea). Вкус этого напитка знаком менее чем 1% наших соотечественников, однако компании рассчитывают, что продукт, демонстрирующий отличные показатели продаж в Европе, и среди россиян найдет достаточно покупателей. Рынок ice tea в Европе - один из самых динамичных. По данным немецкого поставщика концентратов Wild, уровень продаж ice tea в европейских странах увеличился в прошлом году в среднем на 10% - и это при том, что рынок большинства других прохладительных напитков здесь переживает стагнацию. Самые большие любители напитка - швейцарцы, выпивающие ежегодно более 30 л ice tea на душу населения, около 10 л ice tea в год выпивают австрийцы, немцы и португальцы.

"Вимм-Билль-Данн" и российское отделение Pepsi Bottling Group вчера одновременно объявили о начале продаж охлажденного чая. "Вимм-Билль-Данн" выводит на рынок собственный брэнд "Найс Ти", а Pepsi занялся розливом в Подмосковье Lipton Ice Tea по заказу англо-голландского концерна Unilever. Продаваться этот напиток будет дистрибьюторами Pepsi. А три недели назад о выводе своего охлажденного чая под зонтичным брэндом "Фрустайл" объявил Лебедянский экспериментальный консервный завод.

"Многие наши потребители побывали за границей, им хорошо знаком вкус напитка, и сегодня настало удачное время создания российского национального брэнда", - говорит брэнд-менеджер "Вимм-Билль-Данна" Елена Охлопкова. Компания выпускает три вкуса охлажденного чая - каркадэ, зеленый и черный с лимоном. Их продажи сначала будут проходить только в Москве и Центральном регионе, в то время как Lipton Ice Tea запускается одновременно в обеих столицах и в Сочи.

В отличие от Европы и Америки, где охлажденный чай давно стал популярным, российскому потребителю ice tea известен мало. По данным маркетингового агентства GfK, лишь 0,12% российских домохозяйств когда-либо покупали этот напиток. Для сравнения: в этом году, по данным GfK, газировку пили 72% россиян, а соки - 83%. "Эта категория напитков практически не развита, мы только начнем заниматься измерениями [потребления ice tea] в ближайшие недели", - говорит Мария Вакатова, представитель маркетингового агентства "КОМКОН". В столичных супермаркетах импортный ice tea присутствует, но ритейлоры говорят, что его продажи незначительны, а вице-президент российского подразделения Pepsi по маркетингу Алексей Мехоношин утверждает, что поставки этого продукта до сих пор велись в основном серыми импортерами.

Сергей Яшко, директор отдела потребительской панели маркетингового агентства GfK, не припомнит случая, когда в столь короткий промежуток времени раскруткой малоизвестной товарной категории занялись одновременно несколько производителей. Ритейлоры же отнеслись к новой моде поставщиков скептически. Алексей Закревский, коммерческий директор сети магазинов "Патэрсон", полагает, что вряд ли продажи новинки будут успешными. По его мнению, ice tea - ярко выраженный сезонный товар. "Сейчас [охлажденный чай] востребован как новинка, но после привыкания не стоит ожидать принципиальных всплесков продаж", - говорит Закревский.

Но производители уверены, что их продукт найдет своего покупателя. Александр Костиков, пресс-секретарь концерна "Лебедянский", считает, что напитки будут продаваться хотя бы благодаря фактически совместному продвижению производителями новой товарной категории. Все три поставщика будут проводить акции по продвижению ice tea в местах продаж, а кроме того, "Вимм-Билль-Данн" и Pepsi проведут этим летом и традиционные рекламные кампании.

"Первые же отчеты о продажах нового напитка, безусловно, свидетельствуют о том, что мы и наши партнеры сделали правильный выбор, - утверждает Алексей Мехоношин из Pepsi. - Российскому рынку ice tea явно пришелся по вкусу". А Сергей Яшко из GfK считает, что появление ice tea российского производства именно сейчас вполне логично. "Производители соков часто сталкиваются с недозагрузкой своих мощностей летом, когда традиционно потребление сока сокращается", - говорит Яшко.

Источник: Ведомости