24.07.2003

GM обнаружил плагиат в Китае



Компания General Motors (GM) столкнулась с проблемой плагиата в Китае. Автомобильный гигант инициировал расследование против шанхайской SAIC - Chery Automotive (Chery) , которую он подозревает в нарушении авторских прав при производстве новой модели автомобиля. Партнер GM на китайском рынке - Shanghai Automotive Industry Corp (SAIC) - уже ведет переговоры о выходе из СП с Chery из-за этого скандала. Поводом к началу расследования GM стало подозрение, что Chery незаконно использовала ее технологии и дизайнерские решения при разработке своей новой модели - Chery QQ. По мнению американской компании, QQ, продажи которой начались 31 июня, имеет поразительное сходство с Chevrolet Spark (ее выпускает одно из китайских СП GM). Chevrolet Spark является адаптированной к требованиям китайского рынка модификацией модели Matiz, сборку которой осуществляет южнокорейское подразделение GM - GM Daewoo Automotive and Technology. По оценкам британской фирмы - консультанта в области автопрома Autopolis, разработка Matiz обошлась GM примерно в $500 млн.

"Мы придаем очень большое значение этому вопросу", - цитирует "Интерфакс" представителя GM в Китае Дафну Чжэн, которая не уточнила сроков завершения расследования и вероятности начала судебного преследования Chery. В свою очередь, Chery пока отвергает обвинения в свой адрес. Представитель компании Лу Чжэнлинь, например, отметил, что при разработке модели QQ его компания получила 24 дизайнерских патента. "У нашей модели так много отличий от Chevrolet Spark, начиная от двигателя и заканчивая приборной панелью, что нас невозможно обвинить в плагиате, основываясь только на внешнем впечатлении", - полагает Чжэнлинь.

Конфликт между GM и Chery напрямую затрагивает SAIC, которая не только владеет 20% акций в СП SAIC - Chery Automotive Co, но и является главным партнером американского автоконцерна в Китае. Именно сейчас GM и SAIC ожидают окончательного одобрения правительством Китая планов партнеров по расширению совместного производства в Шанхае. Это весьма чувствительная тема для SAIC еще и потому, что именно она помогла Chery, образованной лишь в 1997 г. , получить лицензии, необходимые для производства автомобилей и налаживания сбыта. Один из топ-менеджеров SAIC уже заявил, что "в его компании возмущены и разочарованы действиями Cherу". Теперь компания намерена разорвать партнерство с Chery, продав свою долю в СП с ней.

Эксперты отмечают, что проблема пиратства в Китае не нова. Они напоминают, что долговременную борьбу с незаконным копированием здесь ведут производители программного обеспечения и компакт-дисков, а теперь пришла очередь и производителей автомобилей. Кроме GM в разбирательствах, связанных с плагиатом, участвуют Toyota, Honda и Volkswagen. Последним есть за что побороться: за 2002 г. китайский авторынок вырос на 56% , а уже в этом году рост продаж в среднем по автомобильной индустрии здесь составил 88%. В частности, Chery в 2002 г. продала 50 000 своих автомобилей, что на 79% больше показателей 2001 г. ; в этом году рост продаж компании составил 20%. "По мере созревания рынка, [конкуренты] предпринимают более активные попытки завладеть чужими правами на интеллектуальную собственность", - констатирует консультант по вопросам интеллектуальной собственности Rouse & Co International Бен Гуджер. (Использованы материалы FT. )

Источник: Ведомости