25.07.2003

Защита НДС. Правительство хочет ввести спецсчета



Правительство решило всерьез побороться с махинациями в части возврата налога на добавленную стоимость. К зиме чиновникам поручено подготовить законопроекты, которые введут специальные счета для НДС. Эксперты опасаются, что система спецсчетов оставит без оборотных средств добросовестных экспортеров, а мошенники сумеют ее легко обойти. В распоряжении "Ведомостей" оказалось поручение правительства от 11 июля, подписанное вице-премьером Виктором Христенко, в котором он просит Минфин, Минэкономразвития, МНС и Минюст до 1 декабря разработать законопроекты для введения спецсчетов НДС.

Суть идеи в том, что каждому предприятию предлагается открыть в дополнение к расчетному счету еще и специальный счет НДС. При покупке компания переводит платеж без НДС на расчетный счет поставщика, а сумму налога - на специальный. Деньги со спецсчета можно перевести только в бюджет для уплаты НДС либо другому поставщику - тоже для уплаты НДС.

Бывший замруководителя аппарата правительства Алексей Волин в марте рассказывал о подобных предложениях, которые предприниматели отправили в Белый дом. Вчера собеседник "Ведомостей", знакомый с содержанием письма, указал на одного из их авторов - президента компании IBS Анатолия Карачинского, под началом которого сейчас трудится Волин. Карачинский говорит, что его компания занималась лишь подготовкой необходимых расчетов, а истинный автор идеи - помощник председателя Центробанка Владислав Конторович.

Конторович рассказал "Ведомостям", что его давно волнует проблема махинаций с НДС, решению этой проблемы посвящена его кандидатская диссертация. Теперь он рад, что "нашлись люди из бизнеса, которые донесли [его идеи] до правительства". Конторович ссылается на опыт Болгарии, где год назад успешно ввели спецсчета НДС. По его мнению, "сейчас в системе налогового администрирования отсутствуют адекватные инструменты [для борьбы с мошенническими схемами]".

Мошенничество с НДС бывает двух видов: неуплата налога внутри России или возврат из бюджета НДС, якобы уплаченного за экспорт. Сейчас экспортерам возмещаются из бюджета суммы НДС, уплаченные поставщикам. Например, в цепочке покупателей оказывается фирма-однодневка, которая не уплачивает НДС и прекращает свое существование. В случае с экспортом одна из распространенных схем выглядит так: сырье или комплектующие закупает у реальных поставщиков посредник-однодневка, который перепродает товар экспортеру, получает с него НДС, но в бюджет ничего не платит. А экспортеру сумма НДС возмещается из бюджета.

В прошлом году экспортеры заявили НДС к возврату на 285 млрд руб. , это примерно треть от всего собранного налога. В результате проверки налоговики отказались возместить 12,9 млрд руб.

В Минэкономразвития и Минфине заявили, что еще не сформулировали свои позиции по предложенному решению. А представитель МНС надеется, что "это будет эффективный механизм борьбы с фирмами-однодневками. Потому что, даже если такая компания растворяется, деньги со счета она никуда не сможет перевести - только на такой же счет НДС либо в бюджет".

Но эксперты не разделяют оптимизм налоговиков. Партнер компании Pricewaterhouse-Coopers Михаил Клубничкин полагает, что спецсчета не решат проблему ложного экспорта. "Тот же платеж, который раньше шел в оплату фиктивного экспорта, пойдет не на один счет, а на два. Ничего не помешает предъявить к возмещению НДС, уплаченный за ложный экспорт".

"Недобросовестные компании легко могут обойти схему со спецсчетами НДС с помощью банков-однодневок, - считает старший менеджер по налогам московского представительства Mitsubishi Corporation Екатерина Емельянова. - Нигде в мире нет спецсчетов, за исключением Болгарии, опыт которой нельзя воспринимать однозначно - у нас слишком разные масштабы". А замруководителя комитета РСПП по налогам Станислав Воскресенский добавляет, что болгары обрадовались жесткому режиму спецсчетов только потому, что с 1999 г. у них в стране налогоплательщик несет налоговую ответственность за своих контрагентов. "А по отношению к тем, кто начал пользоваться спецсчетами, действует презумпция невиновности", - говорит эксперт.

Партнер компании Deloitte & Touche Геннадий Камышников указывает на то, что от введения спецсчетов пострадают добросовестные экспортеры, у которых на этих счетах будут заморожены большие суммы оборотных средств. С ним согласен и юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Антон Никифоров. "Теоретически экспортеру должны возмещать НДС за счет средств, поступающих в бюджет со спецсчетов. Дескать, даже если однодневка исчезнет, ее деньги останутся на этом счете. Беда в том, что в распоряжение государства они все равно не попадут - для этого нужно или платежное поручение от этой фирмы, или ее официальная ликвидация. Пока ликвидация не завершится, у бюджета будет недостаточно денег для возмещения налога".

Источник: Ведомости