28.07.2003

Производство водки упало. Но только легальное, считают участники рынка



Впервые с 2000 г. в России сократилось легальное производство водки и ликероводочных изделий - таковы данные, обнародованные в конце прошлой недели Госкомстатом. Производители винят во всем высокие акцизы: они говорят, что потребление водки в стране давно держится на неизменном уровне, а сейчас часть производства ушла "в подполье". По данным Госкомстата, за первые шесть месяцев нынешнего года водки и ликероводочных изделий в России было произведено 61,7 млн дал, что на 1,4% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Между тем начиная с 2000 г. производство алкоголя в России показывало только положительную динамику (4 - 5% в год).

"Это [падение производства] - результат повышения акцизов на 15% в начале этого года", - считает генеральный директор Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. "Чем выше акцизы, тем выгоднее производить "паленую" водку, - отмечает он, - а на следующий год запланировано еще более существенное повышение акцизов, чем в этом, - на 18% ".

C ним согласен вице-президент Национального союза участников алкогольного рынка Владимир Цыганков: "Анализ статистики за несколько лет показывает, что, как только ставка акциза индексируется выше чем на уровень инфляции, легализация рынка замедляется". В качестве примера он приводит 2000 г. , когда после увеличения акциза на 40% легальное производство упало на 9%. Вторым фактором, Шапкин считает рост потребления вин, коньяков, слабоалкогольных коктейлей, пива. За первое полугодие этого года производство вин выросло на 20,6% (17 млн дал) , коньяков - на 25,2% (1,4 млн дал) и слабоалкогольных коктейлей - на 50,3% (22,9 млн дал). По данным Цыганкова, в структуре потребления россиянами спиртного в пересчете на абсолютный алкоголь пиво занимает, по итогам прошлого года, 22% , вино - 7,2%. Водка пока еще доминирует, но ее доля в потреблении медленно снижается и сейчас составляет 67,6%.

Директор по связям с общественностью завода "Исток" Геннадий Фролов полагает, что сильное влияние на рынок оказало также введение в первом полугодии этого года акцизной марки нового образца. "В течение определенного периода (май - июнь) региональные оптовики опасались закупать продукцию со старой маркой, - говорит он. - Кроме того, для многих серых производителей этот период до ввода новой акцизной марки был последним шансом поиграть на различных емкостях бутылок, поэтому они резко активизировали собственное производство чтобы успеть сделать наибольшие запасы".

"Как это ни покажется странным, объем потребления водки в России стабилен и практически не менялся последние лет 12. Дело в том, что Госкомстат учитывает только легальные цифры, - объясняет генеральный директор ЗАО "Холдинговая компания "Ладога" Вениамин Грабар. - В реальности сейчас снизилось не потребление, а легальное производство водки. Как показывает многолетняя практика, рост акцизов с опережением уровня инфляции приводит к снижению легальных объемов производства". По его мнению, в следующем году картина будет хуже, поскольку акциз вырастет еще больше. Грабар считает, что в 2004 г. объемы производства снизятся еще на 3 - 4%.

Источник: Ведомости