28.07.2003

Мода на цистерны. "СГ-Транс" и "Северстальтранс" решили заняться нефтеперевозками



Дефицит трубопроводных мощностей повышает доходность транспортировки нефти по железной дороге. Как стало известно "Ведомостям", в этом году "Северстальтранс" обзаведется 3000 новых цистерн, строительство которых обойдется почти в $100 млн. Заняться нефтеперевозками решила и компания "СГ-Транс", монополист по железнодорожным перевозкам сжиженного газа. Представитель крупной нефтетранспортной компании рассказал "Ведомостям", что "Северстальтранс" в этом году разместила на "Уралвагонзаводе" и "Азовмаше" заказы на строительство 3000 цистерн. Последние два года по нескольку тысяч цистерн в год строили лишь "ЮКОС" и "ЛУКОЙЛ", которые, чтобы подстраховаться на случай дефицита емкостей у МПС, задались целью к 2005 г. обеспечить 50% своих перевозок собственным парком. "Роснефть" вчера анонсировала планы построить до 2006 г. 3000 цистерн на сумму около $100 млн. "Северстальтранс" собирается сделать то же в течение 2003 г. Источник, близкий к компании, говорит, что 1500 цистерн уже построены, а еще 1500 будут поставлены до конца года. Пресс-секретарь "Северстальтранса" Анна Вострухова подтвердила планы компании по расширению парка, но подчеркнула, что параметры программы могут быть откорректированы как по срокам, так и по количеству в зависимости от ситуации на первичном рынке.

Возить нефть по железной дороге решил и "СГ-Транс" - крупнейший железнодорожный перевозчик сжиженного газа, владеющий 18 000 газовых цистерн. Ее пресс-секретарь "СГ-Транса" Анатолий Моисеев, что компания только что получила первую партию нефтебензиновых цистерн, построенных на предприятии "Рузхиммаш", и начинает нефтеперевозки. Он отказался детализировать планы "СГ-Транса" в новом для него бизнесе, отметив лишь, что компания перевозит сжиженный газ в том числе независимых производителей - нефтяников, с которыми наработала хорошие связи.

Транспортник крупной нефтяной компании считает выход новичков на рынок железнодорожных нефтеперевозок естественным: "На этом рынке бум - появилось множество независимых перевозчиков - и желающих предложить цистерны в аренду, и лизинговых компаний. В условиях дефицита экспортных мощностей все ставят на цистерну". По сообщению Reuters, за первое полугодие 2003 г. экспорт нефти и нефтепродуктов по железной дороги вырос на 26,8% с 39,5 млн т до 50,1 млн т. Представитель крупного нефтеперевозчика уверен, что "Северстальтранс", судя по числу заказанных новых цистерн, хочет стать серьезным игроком на этом рынке. "Но новичкам нужны долгосрочные контракты с грузовладельцами, иначе их стратегия может не оправдаться. "Транснефть" умеет быстро строить трубопроводы, а мировые цены на нефть могут поменяться и того быстрее", - говорит транспортник. А Андрей Пестряков, представитель компании "Алтайвагон", крупнейшего в России производителя вагонов для промышленных грузов, ожидает в этом году перепроизводства цистерн. По его оценкам, в прошлом году МПС списало 10 000 цистерн, а вагоностроители России и Украины построили 9000 новых. В этом году МПС также спишет 10 000 цистерн, а заказов на заводах уже размещено на 30 000 штук.

Источник: Ведомости