29.07.2003

Гута-банк метит в лидеры розницы



Гута-банк планирует до 2010 г. вложить в развитие ритейла $100 млн, расширить филиальную сеть до 250 офисов и установить около 500 автоматизированных банковских комплексов. Среди всех проектов по круглосуточному автоматизированному обслуживанию розничных клиентов это самый дорогостоящий и амбициозный. Гута-банк собирается войти в пятерку лидеров розничного бизнеса и нарастить свою долю на этом рынке в 10 раз - до 3%. По размеру активов Гута-банк входит в двадцатку крупнейших российских банков, а по объему частных депозитов - лишь в тридцатку. Но вчера президент Гута-банка Сергей Абрамов сообщил журналистам о том, что теперь его банк делает ставку на развитие не корпоративного, а розничного бизнеса и рассчитывает на этом рынке войти в пятерку лидеров, а заодно - в десятку крупнейших банков страны. Для этого Гута-банк собирается нарастить региональную сеть с 70 до 250 офисов и запустить проект "Гута 24", предполагающий установку около 500 автоматизированных банковских комплексов (АБК) с расширенным набором функций: пополнение счета наличными в рублях, долларах и евро с их моментальным зачислением, снятие наличных и другие стандартные банковские операции (платежи и денежные переводы со счета на счет, в оплату услуг сотовых операторов, телекоммуникационных и интернет-провайдеров, а также жилищно-коммунальных предприятий). Работу первого такого устройства компании NCR, благодаря которому клиенты Гута-банка и других банков смогут круглосуточно в режиме самообслуживания проводить нужные операции, вчера продемонстрировали журналистам. Сотрудники Гута-банка пока лишь провели тестирование этого аппарата и готовятся к реализации пилотного проекта, предполагающего, что к концу года в Москве, Подмосковье и других регионах будет установлено до 25 - 30 АБК.

Это уже не первый банковский проект по оснащению действующей сети или ее развитию на базе различных АБК. БИН-банк начал оборудовать аналогичными терминалами свои московские отделения, Ситибанк установил мини-офисы на заправках BP, "МЕНАТЕП-СПб" готовится обживать АЗС "ЮКОСа". Но по амбициям и задекларированным затратам, которые больше нынешнего размера активов Гута-банка, его проект перещеголял даже запущенный в начале года проект крупнейшего частного банка страны - "Альфа-банк-Экспресс". Альфа-банк вкладывает в него $52 млн, собирается удвоить свою долю на розничном рынке до 6 - 8% и открыть в течение 3 - 5 лет более 200 отделений нового формата.

Руководитель пресс-службы Альфа-банка Вадим Юрко уверен, что проект Гута-банка - "не последнее заявление об амбициозных планах на розничном рынке" и что "все новые проекты будут связаны с автоматизированным банковским обслуживанием".

"Думаю, скоро [для российских банков] это будет очень обыденное дело, - говорит гендиректор российского представительства NCR Константин Слащев. - Мы, например, уже работаем в этом направлении с Банком Москвы и МБРР".

"Раньше российские банки больше ориентировались на крупных корпоративных клиентов, сейчас больше внимания уделяется населению, у которого на руках достаточно сбережений, - отмечает начальник управления развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов. - При этом банки пытаются сделать сервис гораздо удобнее и переходят к развитию автоматизированного круглосуточного обслуживания. Думаю, по этому пути пойдут многие крупные банки". Первый вице-президент БИН-банка Григорий Гусельников считает, что "массового перехода" банков на новые технологии обслуживания не будет, поскольку такие проекты требуют серьезных затрат, да и россиянам пока ближе традиционные банковские офисы с кассирами и операционистками.

Источник: Ведомости