30.07.2003

De Beers отчиталась за полугодие и ввела новую форму работы с покупателями



Алмазодобывающая корпорация De Beers опубликовала вчера итоги деятельности за прошедшие полгода. Объем продаж компании увеличился почти на 3% - до $2.92 млрд. Алмазный рынок начал просыпаться от депрессии, а De Beers вступила в открытое противостояние с теми, кто хочет вырваться из ее рук на свободный рынок.

За первые шесть месяцев 2002 года De Beers продала алмазов на $2.84 млрд. В прошедшем полугодии, несмотря на военные действия в Ираке и эпидемию атипичной пневмонии, реализацию алмазов удалось увеличить почти на $80 млн. По сравнению с первым полугодием 2001 года, когда покупки камней выросли на 8.5%, рост не слишком существенный. Зато доходы корпорации (за вычетом непредвиденных расходов) выросли на 34% и составили $414 млн.

Спрос на алмазы в мире начинает увеличиваться, констатирует De Beers. А это указывает на то, что серьезный спад в мировой экономике, похоже, миновал. Во времена кризиса население не слишком увлекается предметами роскоши из бриллиантов и предпочитает им золото. Его стоимость легко подсчитать по объективным показателям, и не приходится полагаться на субъективные оценки экспертов. "Если спрос на алмазное сырье останется столь же высоким, во второй половине этого года ожидаемый объем продаж DTC (торговое подразделение De Beers. - "Финансовые Известия") будет выше прошлогоднего показателя", - утверждают в корпорации. К концу 2002 года De Beers удалось заработать на алмазных продажах $5.15 млрд.
"Почувствовав растущее увлечение алмазами, De Beers начала делать агрессивные шаги по захвату ценовой политики", - говорит финансовый консультант Yaacov Musel Law Office Георгий Аринсон. Пошатнувшиеся несколько лет назад позиции De Beers, когда корпорации формально пришлось отказаться от монополии на мировом рынке, вновь вернулись в исходную точку. Вот только отношения с поставщиками стали принципиально новыми.

В июле De Beers запустила новую программу по работе с покупателями (сайтхолдерами) под названием "Предпочитаемый поставщик". В итоге несколько крупнейших сайтхолдеров, закупавших у De Beers около 25-30% алмазов, лишились права впредь быть клиентами корпорации. Одним из провинившихся стал президент Всемирной федерации алмазных бирж Шмоль Шницер. Кроме него, пострадало еще 7 израильских алмазных фирм. Бывшие сайтхолдеры поплатились за нежелание следовать новым требованиям De Beers, в соответствии с которыми они должны предоставлять ей свои финансовые отчеты, гарантии финансовой состоятельности, а также обязательства отказаться от закупок алмазов в других источниках, кроме DTC.

Для консервативного алмазного рынка, где большинство сделок до сих пор гарантировалось лишь пожатием руки, эти нововведения стали нонсенсом. "De Beers делает контршаги, пытаясь вывести мощных игроков из числа сайтхолдеров. Убрали неугодных, тех, кто хотел торговать на рынке самостоятельно", - считает Георгий Аринсон. По его словам, с помощью новых условий De Beers стремится заполучить всю информацию о рынке. "Теперь она может залезть в карман покупателя. Финансовая прозрачность хороша для налоговых служб, но не для предоставления ее конкуренту", - добавляет консультант. Впрочем, у De Beers есть хорошее прикрытие - ее программа одобрена Еврокомиссией.

По оценкам экспертов, сейчас De Beers контролирует 55% мирового рынка алмазов. Однако Георгий Аринсон считает, что экономически корпорация вновь стала настолько сильна, что конкуренцию ей на рынке практически никто составить не может. Известный израильский предприниматель Лев Леваев недавно лишился контроля над ангольскими и ботсванскими алмазами, а австралийские и канадские компании пока не слишком агрессивны. Кстати, неугодная De Beers израильская алмазная биржа, возглавляемая Шмолем Шницером, решила начать переговоры о поставках алмазов в страну из других источников. Сейчас основную надежду они связывают с северо-западными территориями в Канаде, где свою работу ведут BHP и Rio Tinto. Любопытно, что Россия, на долю которой приходится 25% мирового рынка алмазов, особого интереса у них пока не вызывает. Основная часть российских алмазов до сих пор идет на мировой рынок через руки De Beers.

Источник: Финансовые известия