01.08.2003

Россия заняла первое место в мире по продажам крепкого алкоголя



Европейские аналитики преподнесли миру сомнительную сенсацию. Они подсчитали, что в России пьют больше горячительного, чем в любой другой стране мира. Пока мир осваивает азы здорового образа жизни, средний россиянин выпивает в год 19 литров сорокаградусных напитков. И в ближайшие пять лет собирается пить только больше. Европейцы рассчитывают, что постепенно страна перейдет на благородные коньяк и виски. Россияне непреклонны — 80% населения страны предпочитают водку.

Вчера британская аналитическая компания Datamonitor опубликовала доклад "Развитие мирового рынка спирта до 2007 года". В документе, оказавшемся в распоряжении "Известий", аналитики пробуют определить, в каких странах будут пить больше горячительного и куда в ближайшие пять лет стоит вкладывать деньги компаниям. Первое место по количеству выпиваемого в мире уверенно занимает Россия.

Объем российского рынка крепких алкогольных напитков (в эту категорию вошли водка, коньяки и бренди, ликеры, ром и виски) в 2002 году составил $20.3 млрд. Это четверть европейского рынка горячительного ($82.5 млрд). Правда, по словам аналитика Datamonitor Джонатана МакКенна, это лишь объемы продаж крепкого алкоголя. "В России спиртное стоит гораздо дешевле, чем в большинстве стран Европы, — сказал "Известиям" аналитик. — И если считать в проданных литрах, то на вашу страну придется треть всего продающегося в Европе горячительного". Через пять лет продажи крепкого спиртного в России вырастут на 12% — это (опять же по сравнению с другими странами) самый внушительный рост.

Определив первое место по количеству продаваемого спиртного, иностранцы расстроились — пьют на бескрайних российских просторах в основном водку. Доля "беленькой" составляет на рынке 79.3%. "Единственная альтернатива водке в России — коньяки и бренди. Но доля их продаж, 14.2%, в ближайшие пять лет вряд ли существенно вырастет", — сетует Джонатан МакКенн.

С напитками, популярными в других странах (ром, виски), дела в России обстоят ниже среднего — в общем объеме продаж они занимают не больше 1%. Иностранцы искренне верят, что до 2007 года ситуация изменится и виски станут пить гораздо больше, чем сейчас. Но, похоже, Запад питает напрасные надежды. Оказывается, мы как пили водку, так и продолжаем ее пить. Даже доход не влияет на выбор: разбогатев, россиянин остается верен традициям и лишь переходит на дорогие водочные марки.

В Национальной алкогольной ассоциации говорят, что в прошлом году водки было сделано 138 млн декалитров (дал), а в этом объемы производства снизятся, правда, всего на 2 млн дал. По словам начальника информационного департамента Русской вино-водочной компании (РВВК, выпускает водку "Флагман") Сергея Камоцкого, это незначительное снижение говорит о том, что мы стали более требовательны к алкоголю.

"Надо четко различать столицу и регионы, — добавляет старший эксперт консалтинговой компании BKG Римма Чайникова. — В регионах потребитель самый консервативный — при покупке крепкого алкоголя здесь почти в 100% случаев выбор падает на водку". По мнению эксперта, рост продаж коньяка и виски в ближайшие годы все-таки случится. Но только за счет людей с доходами выше среднего, проживающих в крупных городах.

Пить водку в нашей стране — значит поддерживать традицию. Водка не без помощи государства позиционируется как национальный продукт. Последняя новация в поддержании этого имиджа присутствует в законопроекте "О государственном контроле за оборотом спирта и спиртосодержащей продукции". В нем дается расшифровка понятия "водка": "спиртной напиток со специфическим вкусом и запахом, произведенный на территории РФ". Если это определение утвердят, то вся другая водка — например, "Абсолют", "Финляндия" или тот же украинский "Немирофф" — будет уже не водка, а неизвестно что.

Пока же на российском рынке есть и местная и зарубежная водки. Вместе с ними внимания потребителей добиваются коньяки, виски, текила. Поставщики элитного алкоголя говорят, что этим напиткам в России всегда будет сложно тягаться с водкой. По мнению гендиректора Pernod Ricard Rouss Филиппа Кутена, на эти элитные напитки приходится всего лишь около 2% рынка. При этом сегмент элитного алкоголя растет очень медленно.

Больше всего из элитных напитков повезло коньяку, которого выпивают все больше. Даже на родине коньяка — во Франции в последнее время этот напиток стали пить меньше. Но если коньяк в России, как и водку, пьют по традиции, то совсем не повезло виски.

Вообще рынок элитных крепких напитков — это сочетание вкусов с размером кошелька. "Хорошее виски, например, очень сложно купить даже представителю среднего класса", — говорит Александр Романов. При этом хорошее виски стоит от 1 тыс. руб., а коньяк — от 1.5 тыс. руб.

Как бы там ни было, первенство по продажам сорокаградусного спиртного, похоже, закрепилось за нами надолго. Близко к российскому уровню держатся только восточноевропейские страны и государства обеих Америк. Но и им до нас далеко: в Польше ежегодно продается водки на $5 млрд. В Канаде, США и всех странах Латинской Америки, вместе взятых, в год продают на $60 млрд. В Западной Европе дела обстоят гораздо хуже — почти нигде объемы продаж крепких напитков не превышают млрд. долларов. А в большинстве стран (например, в Швейцарии, Германии и Франции) продажи из года в год сокращаются.

Источник: Финансовые известия