01.08.2003

Кофейня по-японски. Новый формат общепита изобрели в Новосибирске



Новосибирская сеть кофеен "Кофе-Терра" решила совместить две модных тенденции - японскую кухню и кофейню, открыв заведение "Суши-Терра" в Новосибирске. Владельцы кофейни намерены продвигать свой гибрид и в других городах Сибири. "Кофе-Терра" управляет шестью одноименными заведениями и одним "Суши-Терра". Средний счет в кофейнях от 80 до 120 руб. , инвестиции в одно заведение составляют около $50 000, окупаемых в течение года. Учредители сети - группа предпринимателей, которым принадлежат в Новосибирске ирландский паб "Уголок Св. Патрика" и пивбар "Серп и Молот". В Новосибирске три сети кофеен, две в Красноярске и две в Кемерове.

В Новосибирске открылось первое заведение "Суши-Терра", совмещающее в себе кофейню и суши-бар. По словам генерального директора и совладельца сети кофеен "Кофе-Терра" Константина Локонова, в начале августа такая же кофейня откроется в Омске. "С одной стороны, это дань моде, мы видим, как суши-бары открываются в Москве. С другой - у наших посетителей есть потребность перекусить в кофейне, и поэтому мы предложили хорошее меню японской кухни", - говорит Локонов. При этом он подчеркивает, что "Суши-Терра" позиционируется в первую очередь как кофейня.

По словам Локонова в начале августа "Кофе-Терра" и "Суши-Терра" откроются в Кемерове, а в Омске будет открыто "Суши-Терра". "Строятся две кофейни в Красноярске и одна в Омске, открытие которых запланировано на ноябрь, говорит он. - Мы считаем, что открытие кофеен своевременно и перспективно, так как ниша в Сибири еще не занята".

Помощник гендиректора московской сети кофеен "Кофе Хаус" Яна Ставицкая сообщила, что не встречала подобных заведений. "На Западе есть кофейни, совмещенные с библиотекой или галереей, - говорит Ставицкая. - Но я не слышала об объединении с японской кухней, это довольно смелая идея".

А директор по маркетингу петербургской сети "Идеальная Чашка" Яков Пак сказал, что видел в Москве похожее кафе, но затруднился оценить, насколько успешна оказалась эта идея. "Эта попытка объединить две модных тенденции, на мой взгляд, не очень удачна. Происходит замывание брэнда, который начинает ассоциироваться с двумя принципиально разными направлениями: все-таки кофейня имеет европейские корни, а суши - это исключительно азиатская кухня", - полагает Пак.

Перед тем как открыть "Суши-Терра", Константин Локонов изучал опыт столичной сети суши-баров "Якитория". Представитель "Якитории" считает, что, если кофейня и японская кухня хорошего качества, они неплохо дополняют друг друга. "По нашим наблюдениям, посетители суши-баров и кофеен - это одни и те же люди", - говорит менеджер "Якитории". "Многие вещи, которые сейчас воспринимаются адекватно, раньше считались чем-то совсем невообразимым. Когда-то люди про табак не знали, помидоры считали ядовитым плодом, а капусту ценили в Европе не за ее вкусовые качества, а за красивые цветы. Любые идеи и эксперименты имеют право на жизнь, но все зависит от того, как они исполнены, - говорит генеральный секретарь Национальной ассоциации вина и высокой кухни Леонид Гелибтерман. - На мой консервативный вкус, мне бы не хотелось, чтобы аромат кофе смешивался с ароматом суши. Это фьюжн, но не всем нравится фьюжн. Однако если им удалось стилистически объединить гармонично два этих направления, то это здорово".

Однако бум кофеен, начавшийся в Москве два года назад, похоже, завершился раньше, чем ожидалось. Сегодня в столице всего около 150 заведений этого профиля - в 10 раз меньше, чем прогнозировалось прежде. По словам операторов, основные причины этого - нехватка помещений в Москве и высокие арендные ставки: от $400 до $1500 за 1 кв. м. Владельцы кофеен в поисках новых клиентов намерены начать экспансию в крупные региональные города.

КОФЕЙНАЯ СИБИРЬ: Владелец новосибирской сети ресторанов быстрого питания New York Pizza и кофеен New York Coffee Эрик Шогрен говорит, что региональный рынок кофеен сейчас находится на начальной стадии развития. "Для людей, которые в состоянии предложить качественный кофе, открываются радостные перспективы в Сибири", - утверждает он. Сейчас в сети New York Coffee четыре действующих заведения. До конца года Шогрен планирует открыть еще две кофейни.

Из московских сетей о громких планах экспансии в Сибирь пока объявила лишь корпорация "Ростик Групп". По словам директора компании "Росинтер-Новосибирск" Сергея Зайцева, в ноябре планируется открыть первую кофейню в Барнауле, а в 2004 г. такую же в Новосибирске. Вслед за ними корпорация намерена построить кофейни в других регионах Сибири.

По словам директора по маркетингу "Идеальной Чашки" Якова Пака, в следующем году ожидается приход этой петербургской сети в Новосибирск.

Источник: Ведомости