01.08.2003

Венецианская дама помолодела



     Объявлена программа 60-го юбилейного Венецианского кинофестиваля. Наряду с ожидаемыми премьерами фильмов крупнейших мастеров в ней оказались картины-сюрпризы, так что общий список сильно отличается от прогнозировавшегося. Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
    Венецию называют гранд-дамой фестивального движения: она старше и благороднее всех, покаялась в грехах молодости (увлечении Муссолини) и менее других фестивалей подвержена политическим и рыночным спекуляциям. После признанного неудачным последнего Каннского фестиваля распространились слухи о том, что вот уж в Венеции будет суперконкурс, сплошь состоящий из режиссерских суперимен. Однако директор Венецианской Мостры Мориц де Хаделн в итоге выдал программу из 20 фильмов, скорее ориентированную на новые имена и территории. Из ветеранов в конкурсе будут участвовать только Марко Беллоккио ("Здравствуй, ночь"), Жак Дуайон ("Райя") и Маргарете фон Тротта ("Розенштрассе"), которые, к слову сказать, уже давно не числятся лучшими в мире режиссерами. Из модных имен представлены израильтянин Амос Гитай ("Алила"), британец Майкл Уинтерботтом ("Код 46") и тайванец Цай Минлян ("Здравствуй, отель 'Дракон'"). Бесспорно, украшением программы выглядит Такэси Китано ("Затойчи"). Наконец, в Венеции отметится 94-летний португальский классик Мануэль де Оливейра фильмом "Говорящая картина" с Катрин Денев и Джоном Малковичем.
    Однако в конкурсе есть и сербский фильм, и польский ("Порнография" Яна Якоба Кольского), и работы, представляющие новое французское кино,– "Чувства" Наоми Львовски и "Двадцать девять пальм" Бруно Дюмона (этот фильм скандально отклонила каннская отборочная комиссия). Есть молодое кино из Латинской Америки, и – что особенно симптоматично – из России: фильм-дебют Андрея Звягинцева "Возвращение" (Ъ писал вчера о небывалой фестивальной востребованности этой картины). В конкурсе короткометражек участвует фильм Мурада Ибрагимбекова "Нефть". К этому следует добавить, что фильм Алексея Германа-младшего "Последний поезд" будет участвовать в конкурсе дебютов. Так что прогнозы о российском участии в Венеции тоже не совсем оправдались, а точнее, совсем не оправдались: ведь до сих пор в качестве главных кандидатов на венецианский конкурс рассматривались картины наших ветеранов – Вадима Абдрашитова, Сергея Соловьева, Станислава Говорухина.
    Правда, вне конкурса в официальной программе все же будет наплыв звезд. И режиссерских – от Вуди Аллена и братьев Коэн до Бернардо Бертолуччи и Ридли Скотта, и актерских – от Энтони Хопкинса до Николь Кидман, от Джорджа Клуни до Кэтрин Зеты-Джонс. Называют в качестве возможных гостей Венеции и Дэнни де Вито, и Кристину Риччи, и Николаса Кейджа, и Антонио Бандераса, и еще многих знаменитостей самого большого калибра.
    Судя по всему, юбилейный Венецианский фестиваль действительно станет праздником кино. Однако это не будет торжеством голливудского гламура. Руководство Мостры позаботилось о том, чтобы достойное место заняло переживающее не самые легкие времена кино Европы, а также Азии, хотя кинобизнес в этой части мира существенно пострадал от эпидемии атипичной пневмонии. Символом предстоящего фестиваля многие называют 14-летнюю Самиру Махмальбаф – младшую представительницу знаменитой иранской кинодинастии, которая представит свой документальный фильм и будет участвовать в конкурсе на лучший дебют. Это действительно символично: венецианская дама, не отказываясь от респектабельности, старается выглядеть моложе, и, похоже, это ей удается.

Источник: КоммерсантЪ