05.08.2003

Владелец корпорации Hyundai выбросился из окна.



Так Чон Мон Хон избежал пожизненного заключения

В понедельник рано утром глава компании Hyundai Asan и фактический владелец южнокорейского мегаконгломерата Hyundai Чон Мон Хон свел счеты с жизнью, выбросившись из окна своего кабинета, расположенного на 12-м этаже штаб-квартиры Hyundai в центре Сеула. Накануне ему было предъявлено обвинение в попытке скрыть незаконный перевод правительству КНДР полумиллиарда долларов. За эту сумму Hyundai получила эксклюзивный доступ на северокорейский рынок.

«Глупый поступок»

Чон Мон Хон - один из шести сыновей ныне покойного основателя транскорпорации Hyundai, производящей широкий спектр продукции - от косметики и продуктов до компьютерных чипов и автомобилей.

Вчера он выбросился из окна своего кабинета, расположенного на 12-м этаже штаб-квартиры Hyundai в центре Сеула.

Мотивы его поступка пока не ясны. Перед самоубийством Чон оставил записку с одной фразой: 'Я надеюсь, вы простите меня за мой глупый поступок'.

Взятка во имя «борьбы за мир»

В феврале этого года Hyundai признала, что тайно выплатила сотни миллионов долларов правительству КНДР, чтобы получить льготы при ведении деловых операций. Подобные переводы денег в КНДР запрещены южнокорейскими законами, поскольку эти страны формально до сих пор находятся в состоянии войны. Чон Мон Хону грозило за это преступление пожизненное заключение. Тогда он заявил, что 500 млн. долларов, перечисленные его корпорацией Пхеньяну, должны были обеспечить ей эксклюзивный доступ на северокорейский рынок. По утверждению Чона, перечисленные средства также открыли путь в КНДР и для других южнокорейских компаний.

Чон Мон Хон также отметил, что эти деньги, возможно, поспособствовали проведению широко разрекламированного на весь мир саммита руководителей двух Корей. Однако южнокорейская оппозиция в ответ заявила, что таким образом правительство попросту подкупило чиновников коммунистического государства. Как полагает в настоящее время следствие, из перечисленных денег 100 млн. долларов стали своеобразной взяткой за согласие северокорейцев на саммит.

Нобелевская премия мира в обмен на уголовное дело

Тогда же президент Южной Кореи Ким Тэ Чжун, который в тот период завершал свою работу в качестве главы государства, извинился перед нацией за этот скандал. Он не признал, что правительство напрямую переводило деньги на счета в Северной Корее, однако сообщил, что с его персонального одобрения Hyundai перечислила в Пхеньян 186 млн. долларов. По словам Ким Тэ Чжуна, корпорация пошла на это, пытаясь заручиться несколькими контрактами в КНДР, а он лично полагал, что это будет способствовать национальным интересам, пусть и с нарушением существующих южнокорейских законов. Между тем следствие установило, что деньги, которые Hyundai переводила в Северную Корею, были взяты в долг у одного из южнокорейских государственных банков.

По иронии судьбы за свой вклад в примирение двух Корей Ким Тэ Чжун получил Нобелевскую премию мира - первую для этой страны, а его главному сподвижнику в «борьбе за мир» Чон Мон Хону было предъявлено обвинение и возбуждено уголовное дело.

Соучастниками главы Hyundai стали еще восемь высокопоставленных менеджеров корпорации и государственных чиновников. Теперь каждому из них грозит до пяти лет тюрьмы.

Финансист межкорейской «оттепели»

Империя Hyundai с 1998 года стала фактически самым ярким символом начавшейся «оттепели» в отношениях между Южной и Северной Кореей. И, кстати, большая часть из тех скандальных 500 млн. долларов, переведенных в КНДР через третьи страны, была направлена на осуществление крупных и помпезных проектов экономического сотрудничества Юга и Севера. Среди них туристический проект в горах Кымгансан, прокладка дорог через разделяющую Корею демилитаризованную зону и начавшееся в июне этого года строительство в северокорейском Кэсоне индустриального парка.

Hyundai, разумеется, получила эксклюзивные права на ряд этих проектов, прежде всего на организацию регулярных туристических маршрутов на север Корейского полуострова. Комментируя самоубийство главы Hyundai, президент Республики Корея Но Му Хен отметил огромный вклад Чон Мон Хона в развитие межкорейского сотрудничества, а также заявил о том, что реализация начатых с КНДР совместных проектов будет обязательно продолжена.

При этом сам Чон Мон Хон считался не только бизнесменом, но и политиком. Он неоднократно встречался с главой Северной Кореи Ким Чен Иром. И, как полагают наблюдатели, именно он во многом помогал сдерживать напряженность во время последнего кризиса вокруг ядерной программы КНДР.

Источник: Газета