06.08.2003

Мэрия Нижнего Новгорода продаст места под наружную рекламу богатым агентствам



Наиболее вероятными претендентами на 200 рекламных мест, которые мэрия планирует продать на аукционе 14 августа, будут агентства, принадлежащие крупной московской компании News Outdoor и уже контролирующие до 70% нижегородского рынка наружной рекламы. Опрошенные местные рекламщики жалуются на высокую цену лотов и опасаются дальнейшей монополизации рынка. По данным муниципального учреждения (МУЧ) "Рекламная служба г. Нижнего Новгорода", в городе насчитывается более 3000 мест наружной рекламы, из них около 600 мест - под крупными конструкциями. Для рекламных агентств аренда у города двух сторон щита размером 3 х 6 м стоит 20 000 руб. в год, разрешение на установку - 600 руб. Рекламодателю аренда одной стороны щита обходится в $400 - 800 в месяц. МУЧ оценивает объем рынка наружной рекламы в Нижнем Новгороде в $3 - 5 млн в год. Крупнейшие рекламные агентства "Ректайм", "Россерв" и АНЖ с начала года контролируются News Outdoor. В мае они уже приобрели на конкурсе право аренды 379 рекламных мест.

Организация и проведение открытого аукциона 14 августа возложена на МУЧ "Рекламная служба г. Нижнего Новгорода", которое месяц назад было передано в подчинение Комитета по управлению городским имуществом. Прежде мэр собирался упразднить МУЧ, но в итоге ограничился переподчинением. По словам директора "Рекламной службы" Ивана Кулика, на аукцион будут выставлены восемь лотов стоимостью от 90 000 руб. до 2 млн руб. , сформированных по типу конструкций: щиты 3 х 6 м, 1,4 х 3 м, щиты сити-формата, крышные и настенные установки. Всего будет выставлено 200 новых мест в разных районах города. За право аренды на пять лет мэрия планирует получить не менее 12 млн руб. Победитель должен выплатить сразу 20% от заявленной суммы, оставшиеся деньги - в течение пяти лет.

Из опрошенных "Ведомостями" рекламных агентств только "Ректайм" заявило о намерении принять участие в конкурсе. "Мы давно ждали аукциона и будем в нем участвовать, но пока не решили, на сколько лотов подадим заявки", - сказала директор агентства Лилия Макарова. В "Россерве" и АНЖ во вторник получить комментарии не удалось.

Директор по наружной рекламе агентства AMR Александр Кочегаров сказал "Ведомостям", что агентство не будет участвовать в конкурсе из-за высокой цены лотов. "Если мы и выиграем аукцион, то цены на размещение тоже должны быть высокие, рассчитанные на крупных клиентов, на мировые брэнды, а у нас таких нет", - говорит он. Генеральный директор РА "Курсив" Григорий Цыпкин считает, что, сформировав крупные пакеты, мэрия отсекает многих потенциальных участников аукциона. "Крупных компаний у нас ограниченное количество, а только они могут купить такие лоты", - сказал он.

Директор агентства "PR-квадрат" Наталья Дзюбо говорит, что обычное рекламное агентство не сможет взять из оборота 2 млн руб. на покупку щитов, а потом еще раскручивать эти услуги. "На такие пакеты претендентов много не будет, продается сразу доля рынка, распоряжение мэра изначально работает как инструмент монополизации", - считает она. Наталья Дзюбо полагает, что для города выгоднее выставлять по два-три места, потому что цена лота при большом количестве участников может вырасти в несколько раз, а не на проценты, как сейчас. "Сейчас всего три компании участвуют в конкурсах, и глупо будет, если они вечером не встретятся и за кофе-брейком и не обсудят, кто за сколько будет покупать, и не поделят рынок поровну", - говорит она.

Иван Кулик, напротив, ожидает большого числа участников торгов. По его словам, документы с условиями конкурса запросили 12 нижегородских и московских компаний, хотя пока не подано ни одной заявки на участие. Назвать их он отказался. Кулик отметил, что в каждый лот включено большое количество мест потому, что администрация хочет привлечь к участию в торгах именно крупные фирмы. "У мелких компаний финансовые возможности ограничены, а большие могут побороться и поднять цену", - пояснил он. Кулик добавил, что если на один лот будет подана одна заявка, то аукцион не состоится.

В Нижегородском теруправлении МАП РФ считают, что косвенные признаки нарушения антимонопольного законодательства в данном случае присутствуют, поскольку все три агентства (АНЖ, "Ректайм" и "Россерв") контролируются одной структурой, но причин для возбуждения дел у МАПа нет. По словам руководителя НТУ МАП Геннадия Гудкова, в действиях МУП не присутствует нарушения антимонопольного законодательства: дискриминация не создается, потому что ни одно из трех агентств не занимает на рынке долю больше 35%.

"Если в НТУ МАП поступит заявление от агентства, которое не смогло участвовать в конкурсе из-за аффилированности АНЖ, "Ректайма" и "Россерва", антимонопольные органы начнут расследование", - сказал Гудков.

Источник: Ведомости