06.08.2003

Gallup Organization апеллирует к общественному мнению. Потому что пока не может его измерить



Вчера руководство международной компании Gallup Organization провело в Москве пресс-конференцию, на которой обвинило российские компании Gallup Media и Gallup Ad Fact в незаконном использовании товарного знака. Эксперты отмечают, что обострение этого длящегося уже несколько лет конфликта не случайно. Рынок разного рода измерений и исследований аудитории становится все более привлекательным, особенно в преддверии выборов. А российский Gallup является практически монополистом сразу в нескольких его секторах.

Gallup Organization была создана доктором Джорджем Гэллапом в 1935 году. Сегодня это транснациональная компания, занимающаяся опросами общественного мнения, издательской деятельностью, консалтингом, маркетинговыми исследованиями. Компания имеет офисы в 47 странах, в том числе в 7 странах "большой восьмерки", исключая Россию. Ежегодный оборот компании составляет порядка $220 млн.

Недовольство у руководства Gallup Organization вызывает в основном незаконное использование в России брэнда компании. "Мы не уверены в качестве услуг, предоставляемых Gallup Media. Занимаясь медийными исследованиями, которых мы никогда не проводили из-за их ангажированности и возможного давления со стороны СМИ, российские компании дискредитируют наш брэнд в лице потенциальных клиентов",– возмущен сын основателя Gallup Organization глава компании Алек Гэллап.

Здесь стоит заметить, что конфликт вокруг брэнда длится уже несколько лет. Вкратце его история такова. Еще сам доктор Гэллап передал права на свой брэнд финской Suomen Gallup Oy, но только для использования на территории Финляндии. Однако в начале 90-х годов финское предприятие зарегистрировало торговую марку Gallup в "Роспатенте". В 2001 году Suomen Gallup Oy была куплена крупной (оборот более $650 млн) международной корпорацией Taylor Nelson Sofres (TNS), также занимающейся исследованиями общественного мнения. Таким образом, три созданные финнами в России компании – Gallup Media, Gallup Ad Fact (медиаизмерения) и MIC (маркетинговые исследования) – вошли в состав TNS.

Сегодня Gallup Media является безоговорочным лидером в измерении теле- и радиоаудитории и аудитории печатных СМИ. Gallup Ad Fact – ведущая компания по измерению объемов рекламы на всех типах носителей.

Между тем еще в 1995 году Gallup Organization также попыталась зарегистрировать в "Роспатенте" эту марку, но по инициативе Suomen Gallup Oy регистрация была аннулирована. Последовала серия разбирательств в "Роспатенте", а затем в судах. На данный момент все дела Gallup Organization проиграла.

PR-активность руководства Gallup Organization, по мнению экспертов, объясняется несколькими причинами. Первая заключается в том, что завтра состоится заседание в последней инстанции – Московском окружном федеральном арбитражном суде. Если и этот суд будет проигран и в названиях компаний TNS сохранится слово Gallup, сама Gallup Organization не может выйти на российский рынок исследований общественного мнения, который в последние два года переживает бум и растет на 30-40% в год. В прошлом году, по оценкам РОМИР, его объем составил около $100 млн. Рынок медиаизмерений оценивается примерно в $5 млн.

Вторая причина, на которую указывают некоторые аналитики,– предстоящие в России выборы. Не исключено, что громкий скандал (такой как приезд в Россию главы Gallup Organization) может быть связан с попыткой отдельных участников рынка нанести удар по практически монопольному положению и репутации TNS Gallup Media перед сентябрьским тендером (его проводит некоммерческое партнерство "Медиакомитет") на проведение исследований телеаудитории. "Российский рынок измерений и исследований становится все более и более привлекательным, особенно в преддверии выборов. При этом именно Gallup Media для большинства рекламодателей является 'маяком', определяющим распределение рекламных бюджетов",– говорит директор агентства "Медиамарк" Константин Исаков.

В руководстве группы компаний TNS вчера комментировать ситуацию отказались.

Источник: КоммерсантЪ