07.08.2003

Крупнейшие мировые производители табака собираются бороться на китайском рынке с местными марками сигарет



Китайцы, по статистике, самые заядлые курильщики в мире. В самой населенной стране "дымят" 320 млн человек - более 60%мужчин и 4% женщин старше 15 лет. Ежегодно к этой армии прибавляется 3 млн человек, а "естественная убыль" - 700 тыс. смертей, связанных с табаком, - явно меньше прироста. Отчасти по этой причине местные производители табака не боятся потерять потребителя в конкуренции с западными фирмами, которым вот-вот предложат вздохнуть свободнее на китайском рынке, годовой объем продаж которого превышает $30 млрд.

Государственное управление табачной монополии КНР рассматривает проект реформы, согласно которому число фабрик сократится почти вдвое - с 146 до 83 предприятий. Из промышленности "попросят" самых мелких производителей, общая доля которых составляет не более 7,3 проц. Однако и этот шаг кажется значительным на фоне следующей статистики: иностранные марки занимают всего 6% местного рынка, тогда как Китайская национальная табачная корпорация, объединяющая государственных производителей, контролирует 90% марок. Другой мерой, призванной разбавить монополию отечественных компаний, станет снижение пошлин и некоторое облегчение правил торговли зарубежными сигаретами.

Однако даже такие уступки могут оказаться недостаточными для иностранных брэндов. Тому есть несколько причин самого разного свойства, взять хотя бы мощную конкуренцию со стороны местных предприятий. Около 34% рынка здесь контролируют 11 крупнейших производителей, каждый из которых выпускает более 600 тыс. коробов в год (1 короб содержит 10 тыс сигарет). Еще раз напомним, что более 90% от 1,7 трлн сигарет, которые ежегодно выкуривают китайцы, сделаны в КНР. При этом здесь существуют более 1,1 тыс. различных марок сигарет - на этом фоне пара десятков иностранных названий смотрятся несолидно.

Розничные торговцы табаком рассказывают, что потребителями иностранных марок являются, главным образом, сами заграничные гости и небольшой процент менеджеров высшего звена китайских фирм. Это во многом объясняется ценой: пачка китайских сигарет с фильтром может стоить от 2 юаней (0,24 доллара), а иностранных - не менее 12 юаней. Кроме того, "дым отечества" сладок и приятен и по объективным причинам - в Китае выпускаются сигареты любого класса и качества. Например, несколько вариантов "Чжуннаньхай" с угольным наполнителем фильтра популярны настолько, что их увлеченно подделывают подпольные фабрики, а какая-нибудь "Пляшущая бабочка" не дотягивает по качеству даже до этих подделок, но, видимо, устраивает самых небогатых курильщиков.

По данным западных экспертов, в бой с китайскими табачными баронами рвутся крупнейшие мировые производители - "Бритиш американ табако", "Джэпэн табако" и "Галлахер груп", каждый из которых приготовил свой подарок местным потребителям. Скажем, "Би-эй-ти" уже с 2001 года дожидается разрешения китайского правительства на строительство табачной фабрики в КНР – ответа пока нет. А, например, "Галлахер", наиболее известный в России по марке "LD" ("Лиггетт-Дукат"), договорился с Китайской национальной табачной корпорацией, что будет производить на ее заводах один из своих брэндов - "Бэнсон и Хэджес", "Силк кат" или "Мэйфэа", а взамен будет выпускать и продвигать одну из марок корпорации на российском рынке,сообщает ИТАР-ТАСС .

Источник: UNIPACK.RU