07.08.2003

На пачках сигарет будут изображены поврежденные курением органы



В результате проведенного социсследования Еврокомиссия (ЕК) поставила под сомнение эффективность надписей на пачках сигарет, предупреждающих как о вреде курения вообще («Курение вредит вашему здоровью»), так и о его конкретных неблагоприятных последствиях (например, «Курение является причиной заболеваний сердца»). Теперь ЕК обдумывает, не печатать ли на пачках фотографии поврежденных органов.

Социологическая служба ЕК, проведя серию опросов, сделала безапелляционный вывод: надписи - всего лишь компромисс между властями и табачной индустрией. При этом, как заключили социологи, размер шрифта надписей не имеет никакого значения. Теперь чиновники ЕК рассматривают возможность печатать изображения поврежденных курением органов - например, фотографии гнилых зубов или рентгеновские снимки почерневших легких. Чтобы 'фоторяд' был убедительным, утверждают специалисты, он должен занимать не менее 40% оборотной стороны пачки сигарет. А письменно чиновники предлагают напоминать курильщикам, что сигареты - единственный продукт, представленный на рынке, который способен погубить человека. Если чиновники Евросоюза придут к заключению, что появление изображений целесообразно, курильщики смогут ознакомиться с ними спустя полтора года.

Акцию по антирекламе табачных изделий чиновники ЕС серьезно обдумывают начиная с 2001 года. Реализация принятого тогда Европарламентом плана началась 30 сентября 2002 года. Первым шагом стало увеличение шрифта предупреждающих надписей (они должны занимать до 30% лицевой стороны пачки) и их разнообразие. С 30 сентября текущего года табачные компании, по всей видимости, не будут иметь права маркировать сигареты как «легкие» (lights), «мягкие» (mild), а также указывать степени их легкости и мягкости - ultra lights, extra mild и т.д. Аргумент чиновников - такие надписи вводят потребителей в заблуждение: курильщики считают, что lights менее вредны, чем classic, а с медицинской точки зрения это совершенно неверно. Табачные компании протестовали, утверждая, что слова типа lights, classic, mild являются частью зарегистрированного бренда, а, следовательно, по закону о торговых марках никто эти бренды забирать не имеет права. Однако в декабре прошлого года Верховный суд Евросоюза удовлетворил иск потребителей против табачных компаний Imperial Tobacco и British American Tobacco и, вторя Европарламенту, также запретил маркировку сигарет.

Следующий этап плана начнется 1 января 2004 года. Тогда власти ЕС введут новые ограничения на содержание в сигарете никотина и смол. А с июля 2005 года планируется сократить масштабы рекламы табачных изделий и запретить компаниям спонсировать спортивные мероприятия, чему сопротивляется главным образом Всемирная федерация автомобильного спорта, угрожающая, что если директивы вступят в силу, то число этапов Гран-при Формулы-1 сократится до трех.

Единственное, что остается неясным, - будут ли новые правила относиться к сигаретам, производящимся на экспорт, или география их применения ограничится Евросоюзом. Как бы то ни было, корпорации обещают, что с вводом новых правил они будут вынуждены уволить многих сотрудников. Массовый исход ожидается из корпораций RJ Reynolds, British American Tobacco, Reemtsma. Однако чиновники ЕК уверены, что новые меры значительно, примерно наполовину, сократят число курильщиков (а в ЕС, по статистике ЕК, от заболеваний, вызванных табакокурением, умирает до 500 тыс. человек в год). Что касается фотографий, то, по мнению тех же чиновников, их эффективность доказал опыт Канады, где, придя в ужас от снимка слизистой после семи лет курения, «излечивался» чуть ли не каждый третий потребитель табака.

О какой-либо реальной цифре финансовых потерь корпораций - производителей табачной продукции говорить рано. Однако правительство ЕС со своей стороны не намерено повышать акцизный минимум. Сейчас по нормам ЕС он составляет 57% от розничной цены сигарет наиболее распространенной ценовой категории, однако минимум не может быть ниже 64 евро с тысячи сигарет.

Источник: Газета