11.08.2003

Канада рассталась с "дымной Формулой"



Решением Берни Экклстоуна канадский этап исключен из гонок "Формулы-1" -- причиной тому стало введение в стране с законодательства, запрещающего рекламу табачных компаний, спонсорские деньги которых играют определяющие роли в королевских гонках.

Канадский этап стал одним из атрибутов, определяющих сущность королевских гонок, в 1978 году, когда на трассе "Кольцо Нотр-Дама" был проведён первый "кленовый" Гран-при.

Трасса была построена в 1967 году на рукотворном острове в фарватере Сент-Лоренс и легла между озерами и парковыми павильонами, которые были сооружены для выставки Expo-67. Изначально задуманная как Mosport, в 1970-м она обрела более благозвучное название "Кольцо Нотр-Дама", а в последние годы носила имя покойного Жиля Вильнёва. Из-за проблем со спонсорами этап 1987-го был отменён, однако год спустя канадская гонка была восстановлена в правах.

Проза сегодняшнего дня констатирует, что, согласно решению владельца "большого ринга" Берни Экклстоуна, июньская гонка в Монреале исключена из календаря на сезон-2004. Об этом специальным письмом был уведомлен исполнительный директор комитета по организации гонки Норман Лего. "Это решение является прямым следствием предстоящего введения антитабачного законодательства и самым печальным образом повлияет на туристический бизнес Монреаля", – развёл руками Лего.

Такое решение не стало неожиданным и во многом определилось в ходе беседы Лего и Экклстоуна во время недавнего Гран-при Германии.

После уже реализованного на нескольких трассах отказа команд, размещающих на своих болидах логотипы табачных компаний-спонсоров, ездить без рекламы шансы на проведение канадского Гран-при в 2004-м стали ничтожно малы. Из-за подобных проблем в этом году канул в небытие бельгийский этап в Спа. Канада плавно вписалась в многочисленную семью государств, запрещающих на своей территории рекламу табачных изделий – "кленовый" запрет на "никотиновое вторжение" вступит в силу с 1 октября 2003 года. С этого момента на территории британского доминиона будут запрещены все формы рекламы табака. Этот запрет распространяется и на спортивные состязания. Первым проявлением ответной реакции стал отказ "дымного" брэнда Canadian Player's от спонсорской поддержки гонок серии CART.

"Решение основывалось на принятом в октябре общеканадском пакте и квебекском антитабачном законодательстве, – отметил Лего. – Буквальным образом это означает, что в будущем июне Михаэлю Шумахеру пришлось бы выехать на монреальский этап на болиде, не имеющим даже намёка на причастность к Marlboro, а боевой конь Жака Вильнёва лишился бы цветов Lucky Strike. Исходя из этой перспективы, Экклстоун имел все юридические права разорвать контракт, что он и сделал". В отличие от бельгийцев канадская сторона не искала компромиссов с собственным правительством, требуя выделения под Гран-при "особой территориальной зоны", свободной от действующих по всей стране законов. О принятии новых законов было известно ещё семь лет назад, однако никаких движений в сторону смягчения процесса организаторами гонок сделано не было.

"Мы заявили ещё в 1997-м, что, если даже сможем поменять титульного спонсора (Гран-при Канады проходит под эгидой Canadian Player's), от серьёзных проблем с командными спонсорами уберечься не сможем. Эта тема занозой сидела в наших умах во время принятия соответствующего законопроекта, – признал Лего. – Однако мы не стали делать каких-либо предложений канадским или провинциальным законодательным органам. За семилетний "благосклонный" период "Формула-1" и так извлекла для себя немало выгоды, и для нас просто нет резона просить правительство сделать больше того, чем оно уже сделало".

Последним победителем канадского Гран-при стал Михаэль Шумахер, на финише опередивший своего брата, – его имя останется вечным символом ушедшей гонки.

Это будет справедливо ещё и по тому, что нынешняя победа Шумахера-старшего стала уже шестой для него на канадской земле. Первый успех он праздновал ещё в 1994 году, выступая в то время за конюшню Benetton-Ford. На этой трассе также первенствовали такие асы королевских гонок, как Пике, Сенна, Прост, Хилл и Хаккинен, – "табачная война" закрыла этот внушительный список навеки. К разочарованию канадцев, Жак Вильнёв так и не смог стать сильнейшим на трассе, носящей имя его знаменитого родственника. Непримиримые позиции Экклстоуна и вмиг бросившего курить американо-европейского сообщества даруют уверенность в том, что эта "отставка" не последняя и в ближайшие годы "Формула-1" сделает заметный вираж в сторону Азии и (хочется думать) России. На родине "Беломора" и "Казбека" отмена рекламы табака видится настоящей утопией.

Источник: Газета.RU