11.08.2003

Germania долетела до России без еды и воды



Вчера было объявлено, что немецкая авиакомпания Germania начинает с 26 августа полеты в Россию из Берлина и Мюнхена. Это первое появление на российском рынке авиакомпании категории low-cost – продающей билеты по сверхнизким ценам. В "Аэрофлоте" конкурентов пока не опасаются, полагая, что пассажиры сделают выбор в пользу российского сервиса.

Авиакомпания Germania (до 1986 года называлась SAT – Special Air Transpot) образована в 1979 году. Сейчас занимается чартерными и регулярными перевозками на 16 маршрутах в города Австрии, Великобритании, Греции, Испании, Италии и Швейцарии. В парке 27 Boeing-737, 19 Fokker-100 (все сейчас проходят капремонт) и 7 McDonnell Douglas MD-83. Из них сама компания использует 4 Boeing-737, а остальные сдает в аренду (в том числе 2 – российской авиакомпании "Трансаэро"). В прошлом году Germania начала переговоры с "Красэйр" о создании лизинговой компании, которые пока ничем не завершились. Low-cost компании после событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года переживают подъем; в отличие от традиционных перевозчиков, они сохранили свою долю рынка. В Европе на долю перевозок low-cost приходится около 10% пассажирооборота. Лидеры – ирландская Ryanair и британская easyJet (в прошлом году перевезли 32 млн пассажиров).

Сейчас из Москвы в Берлин и Мюнхен регулярные рейсы выполняют российские "Аэрофлот", "Сибирь" и "Пулково", а также немецкая Lufthansa. В межправительственном соглашении о воздушном сообщении между Россией и Германией число пассажиров и перевозчиков двух стран не лимитируется. Паритет предусматривается лишь по числу городов (по 16 в каждой стране). Хотя Lufthansa летает в 8 российских городов, а российские компании в 14, авиационные власти Германии претензий не выдвигают. Не определены в межправительственном соглашении и рамки цен на авиабилеты.

Как рассказал представитель Germania Гюнтер Зайбт, компания будет выполнять полеты на 107-местных самолетах Fokker-100 из Берлина и Мюнхена в московский аэропорт Шереметьево по фиксированным ценам в 222 евро ($250 в оба конца) пять раз в неделю. По его словам, авиакомпания планирует также начать полеты в Санкт-Петербург. Самолеты Germania, как у любой компании low-cost, оборудованы салонами только экономкласса, на них нет бесплатного бортового питания (на борту самолета стоимость любого пункта меню, кроме спиртных напитков, составит 1 евро). Germania даже не имеет собственных бланков билетов и осуществляет продажу своих перевозок на европейских линиях через интернет (в самолет пассажиров пускают по списку, имеющемуся на стойке компании). В России билеты будут продаваться в обычных кассах на бланках Транспортно-клиринговой палаты.

По словам господина Зайбта, рейсы авиакомпании в Россию будут рентабельными при загрузке самолетов на 44%. К концу года Germania надеется загружать свои московские рейсы на 70-72%. "Germania не будет демпинговать на российском рынке. Наши тарифы не ниже самых дешевых тарифов других авиакомпаний на этих направлениях",– говорит господин Зайбт.

Впрочем, это не совсем так. Самый дешевый билет "Аэрофлота" и Lufthansa на полетах в Берлин и Мюнхен в оба конца составляет соответственно $403 и $464. Более выгодными являются полеты в Берлин и Мюнхен польской авиакомпанией LOT ($252) и венгерской Malev ($260), но с пересадками соответственно в Варшаве и Будапеште.

Тем не менее российские перевозчики говорят, что Germania не станет им сильным конкурентом. "'Аэрофлот' не является дешевым перевозчиком, но инициатива Germania не сможет отнять у нас состоятельных пассажиров, летающих бизнес-классом, и пассажиров экономкласса, предпочитающих полноценный сервис на борту спартанскому",– считает директор департамента "Аэрофлота" по управлению сетью маршрутов Александр Канищев. Возможно, господин Канищев пока недооценивает нового конкурента. Germania, по сути, открывает новую рыночную нишу, и путешественники, вынужденные считать каждую копейку – студенты, гастарбайтеры, лица, получившие ПМЖ в Германии и их родственники,– скорее запасутся в дорогу бутербродами, но сэкономят на перелете.

В лучшем конкурентном положении оказывается "Сибирь". Заместитель директора этой авиакомпании Михаил Кошман заявил Ъ, что свыше 50% его пассажиров, летящих в Германию,– это транзитники из сибирских городов, да и самый дешевый билет "Сибири" им обходится в $230.

Директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что дебют в России дешевой западной компании даст возможность оценить возможности рынка полетов с минимумом удобств. По его словам, дискаунтеры не практикуют стыковок, у них не предусмотрены предварительное бронирование билетов, их возврат и изменение даты вылета. "Наши пассажиры привыкли к более гибкой системе обслуживания, и я думаю, что Germania ждет у нас нелегкое испытание",– говорит господин Рыбак.

Источник: КоммерсантЪ