12.08.2003

Московское чтиво. Хорошие книги становятся дефицитным товаром



В то время как букинистические магазины исчезают с литературной карты города, большие книжные супермаркеты не в состоянии обеспечить комфорт своим клиентам. "Известия" попытались разобраться почему.

Иметь старинную или редкую книгу во все времена считалось престижным. Книголюбы бегали по магазинам в поисках той единственной и неповторимой, слух о которой распространялся только среди знающих людей. Но, увы, времена эти бесследно исчезают вместе с островками букинистического рая.

Совсем недавно закрылась легендарная "Пушкинская лавка" в Камергерском переулке, которая была Меккой для многих поколений книголюбов. Что будет после ремонта на месте уютного магазинчика - загадка. Другие книжные магазины на Кузнецком Мосту тоже потихоньку вымирают, а их место пока заполнят предприимчивые "жучки", готовые под заказ достать любую книгу.

- Это давно уже не книжная улица, скоро от нее ничего не останется, - говорит Владимир, продавец книжного лотка на Кузнецком Мосту. - Я работаю здесь лет десять, так с каждым годом все хуже и хуже. Книжные магазины закрываются, на их месте появляются банки, бутики или очередные ресторанчики. Недавно тут на месте книжного появился магазин мужской одежды.

Все основные книжные магазины находятся в пределах Садового кольца, и именно в них со всех районов города едут люди, что, естественно, приводит к очередям. А на окраинах читателям приходиться довольствоваться ларьками в переходах, выбор в которых оставляет желать лучшего: там продаются лишь 3-4 тысячи книг против 40 тыс. в больших магазинах. Признают этот недостаток и их работники.

- Как таковых букинистических магазинов, где представлен достаточно широкий ассортимент книг - антикварных и просто старых, осталось всего ничего, - рассказывает генеральный директор журнала "Книжный бизнес" Владимир Драбкин. - Существует несколько магазинов, находящихся на грани вымирания, а букинистических в Москве только два: большой отдел в книжном магазине на Тверской и еще один в "МДК".

Вымирает и большинство обычных книжных магазинов: кто-то не выдерживает налогов, кого-то поглощает монополия "гигантов". Не хватает специализированных магазинов. В начале 90-х годов появлялись камерные книжные лавки с тем или иным уклоном. Они были устроены на манер клубов, то есть заведений, ориентированных на своего - особенного - покупателя. Самый общеизвестный и популярный пример - конечно, "Проект О.Г.И.", стилизованный под бомбоубежище, со всеми соответствующими атрибутами: "советскими" скамейками и философской библиотекой в подсобках.

Но, увы, многие подобные заведения так и не дожили до сегодняшнего дня. Например, "Эйдос", который любили философски настроенные читатели, переехал из Чистого переулка во двор "Исторички" и взял себе имя санкт-петербургского издательства "Aлетея". А с именем - и историческую направленность предлагаемой литературы. Интеллигентская "Гилея" с соответствующим гуманитарным ассортиментом (вплоть до самиздата) переместилась из подвальчика на Садовой в труднодоступный Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) на "Профсоюзной".

- В сфере книжного бизнеса не хватает денег, и предприниматели не рискуют создавать новые магазины в спальных районах, - пояснили "Известиям" в "Книжном бизнесе". - В течение многих лет действовал льготный режим налогообложения, значительно облегчающий жизнь издательствам. Потом его отменили, затем частично вернули, но вместо прежних 20% - лишь 10%. Но даже эти льготы предоставляются не всем книжным. Подобная проблема, естественно, сказывается на цене. Цены на книги будут расти. Вопрос в том, согласится ли тогда читатель приобретать их?

Чтобы выжить, издательствам приходится увеличивать оборот продукции, расширяя свой ассортимент. Практика больших тиражей уже невыгодна. В последние годы их размер в среднем варьирует от 5 до 10 тыс. экземпляров. О том, чтобы как-нибудь приблизиться к тиражу пушкинского трехтомника, красующегося на полках у 11 млн. россиян, не может быть и речи. Последствия этого можно увидеть в любом крупном книжном магазине. Полки, возвышающиеся до потолка, буквально завалены литературой.

Так, например, "Библио-Глобус", в котором самый большой на сегодняшний день ассортимент - 67 тыс., не может похвастаться столь же большим помещением - места в нем катастрофически не хватает. Стеллажи с книгами упираются в потолок, покупатели вынуждены добираться до них по стремянке, то и дело норовящей упасть. Так что спокойно и чинно выбрать книгу здесь невозможно, к тому же магазин ежедневно посещают свыше 15 тыс. человек.

В "Молодой гвардии" проблемы аналогичные - нет четкого разделения на отделы и мало места.

- Мы пришли за Лермонтовым - сыну для школы. Уже 20 минут ходим по магазину и никак не можем найти "Героя нашего времени". Продавцов, кстати, тоже не видно, а у нас поезд через час, - жалуется Людмила Захарова, пришедшая в "МГ" вместе с сыном, стоя в окружении новомодных "Гарри Поттера" и Мураками.

Компьютеризированная справочная служба не дает информации о конкретном расположении литературы, а просто сообщает, в каком зале находится книга. В самом же зале зачастую приходится сталкиваться и с некомпетентностью продавцов-консультантов.

- У этих "работников" бесполезно что-либо спрашивать, они в лучшем случае скажут, в каком отделе лежит книга, - жалуется Ольга Игнатьева, завсегдатай книжных магазинов. - Помочь найти ее? Что вы, им проще сказать, что необходимого тебе товара нет. На самом же деле внушительная стопка этой книги лежит буквально у них перед носом... И приходится рыться самим.

- Раньше было три учебных заведения, которые готовили продавцов-консультантов, - рассказывает Наталья Чупрова, ведущий товаровед книжного магазина "Москва". - Один из них прекратил выпускать специалистов нашего профиля, остальные же не в состоянии обеспечить магазины необходимыми кадрами. Сказывается и непрестижность этой работы. Молодые люди, закончившие институт, убеждены, что они не заслуживают работы в книжном магазине, а работающих там считают неудачниками, из-за этого работать к нам приходят единицы.

Пока же столичным книголюбам, желающим найти что-то "этакое", придется толпиться в душных книжных супермаркетах и ездить в СК "Олимпийский" на привычную книжную ярмарку. Без каких-либо сервиса и удобств.

Источник: Финансовые известия