13.08.2003

Экспертиза первородства. Спор производителей воды за право на этикетку разрешит "Роспатент"



Компания "Минеральная вода и напитки" (МВ&Н) пытается заставить "Божественные источники Сарова" сменить этикетку на бутылках с минеральной водой. МВ&Н подала в теруправление МАП жалобу, обвинив конкурента в использовании схожей этикетки. В МАПе возбудили дело, но, прежде чем вынести решение, обратились за экспертным заключением в "Роспатент". По данным областного МинАПК, крупные и средние региональные производители безалкогольных напитков в первом полугодии 2003 г. произвели 2,318 млн декалитров, что составило 90,6% к первому полугодию 2002 г. Крупнейшие производители - ООО "Coca Cola ЭйчБиСи" (Нижний Новгород) , ООО "Калипсо" (Нижний Новгород) , ЗАО "Минеральная вода и напитки" (Саров) и "Ветлужская минеральная вода".

Минеральную воду знаменитых саровских источников под маркой "Сарова" разливают две местные компании: созданное в 1993 г. ЗАО "Божественные источники Сарова" (БИС) и ОАО "Минеральная вода и напитки", запустившее производство в 1998 г. По оценкам участников рынка, ежегодный объем продаж обеих компаний в Нижнем Новгороде за летний сезон составляет 1,2 - 1,3 млн л, или около 45 - 50% всего рынка минеральной воды.

Как стало известно "Ведомостям", в июле "Минеральная вода и напитки" подала заявление в Нижегородское теруправление (НТУ) МАП, в котором обвинила "Божественные источники Сарова" в недобросовестной конкуренции. Как следует из заявления, с июня 2003 г. БИС начала производить газированную и негазированную воду "Cарова" в пластиковых бутылках, этикетки которых до степени смешения схожи с этикетками продукции МВ&Н, которая выпускается с 1998 г. В заявлении МВ&Н отмечает, что этикетки, которыми маркируется продукция, 15 ноября 2001 г. получили приоритетное право на регистрацию в качестве товарных знаков на газированную и негазированную воду.

В заявлении сказано, что из-за похожести этикетки МВ&Н несет убытки. По данным компании, БИС в июне продала в Нижнем Новгороде продукции на 2,3 млн руб. МВ&Н же в июне реализовала продукции на 4,1918 млн руб. вместо ожидаемых 6,5 млн руб. В 2001 - 2002 гг. в июне объем продаж по сравнению с маем увеличивался на 15 - 18% , а в этом году снизился на 26%. К заявлению МВ&Н приложила экспертизу Нижегородского союза дизайнеров, подтверждающую схожесть этикеток до степени смешения.

НТУ МАП возбудило дело в отношении ЗАО "Божественные источники Сарова", но представители компании на слушании дела 5 августа сказали, что используют только отдельные элементы товарного знака, на которые также имеют право, - например, надпись "Свежесть родника на вашем столе", изображение церкви и монастыря. НТУ МАП приостановило дело и отправило письмо в Российское агентство по патентам и товарным знакам ( "Роспатент") с просьбой вынести экспертное заключение о степени схожести этикетки БИС с зарегистрированным товарным знаком МВ&Н.

В ОАО "МВ&Н" от комментариев отказались до окончания разбирательства. Руководитель торговой компании "Божественные источники Сарова" (БИС) Александр Добрянский сказал "Ведомостям", что с самого начала производства ПЭТ-бутылки компания ищет оптимальный вариант упаковки, поэтому выпустила пробную партию бутылок с новыми этикетками, при изготовлении которых использовала зарегистрированные ею товарные знаки. Добрянский отметил, что разработка спорной этикетки началась в марте 2003 г. , а регистрация свидетельства МВ&Н о регистрации товарного знака появилась в бюллетене "Роспатента" только в мае. По словам Добрянского, компания не стремилась к сходству с этикеткой конкурента. Продажи МВ&Н в июне упали не из-за этикетки, а из-за холодного месяца: все производители минеральной воды ощутили это. По словам Добрянского, если вода с новой этикеткой не будет удовлетворять потребителей, компания будет искать другие варианты, используя только свои зарегистрированные товарные знаки.

В Нижегородском союзе дизайнеров считают, что "Минеральная вода и напитки" имеет все шансы выиграть дело против БИС, которая использует цветовое и композиционное решение этикетки, зарегистрированной конкурентом. "Этикетка зарегистрирована как товарный знак, а конкуренты просто поменяли шрифт и одну картинку, оставив композиционное решение. Неподготовленный зритель воспринимает это как элементарную модернизацию этикетки, тем более что у обеих компаний на этикетке изображен Саровский монастырь", - сказал представитель союза. Аналитики считают перспективы разбирательств сомнительными. "Практика показывает, что подобные разбирательства тянутся бесконечно. Например, споры по марке "Нарзан" и "Ессентуки" тянутся до сих пор", - говорит Алексей Кривошапко из компании ОФГ. Аналитик ИК "Проспект" Марат Ибрагимов полагает, что обе стороны придут к соглашению, договорившись, чтобы этикетки меньше походили одна на другую.

Источник: Ведомости