15.08.2003

"Альбумин" поменял всю верхушку. Ключевые позиции заняли приглашенные менеджеры



"Альбумин", переживший процедуру банкротства и смену как минимум пяти директоров, предпринимает отчаянные попытки выкарабкаться из кризиса. На этот раз акционеры провели смену всей команды управленцев. Владельцы завода уверяют, что надеются реанимировать предприятие, отвергая предположения о предпродажной подготовке молокозавода. В 1997 г. борьбу за контроль над ОАО "Альбумин" вели одновременно ВБД и компании, аффилированные с новосибирским бизнесменом Олегом Торопкиным. В итоге Торопкину удалось консолидировать контрольный пакет акций предприятия. Лианозовскому молочному комбинату, входящему в группу компаний "Вимм-Билль-Данн" (ВБД) досталось 40,63% акций, при этом ни один представитель ВБД не входит в совет директоров молокозавода.

Мощности "Альбумина" позволяют перерабатывать порядка 600 т молока в сутки. В 2002 г. предприятием было переработано около 30 000 т. По данным ACNielsen, в апреле-мае 2003 г. в Новосибирске в натуральном измерении лидировали: Искитимский молзавод, контролирующий 23% рынка традиционных молочных продуктов, "Вимм-Билль-Данн" ( "Сибирское молоко") - 20,1% , "Ирмень" - 17% , "Альбумин" - 9,5% , молзавод "Новосибирский" - 9,4%.

В конце мая на завод был приглашен новый исполнительный директор Михаил Юраков, пришедший с Туймазинского молокозавода (Башкирия, входит в "Вимм-Билль-Данн"). К настоящему моменту процесс формирования команды менеджеров практически завершен. Большинство менеджеров было собрано из компаний, не связанных с молочным бизнесом. Заместителем директора по финансам назначена Наталья Ощепкова, до того занимавшая должность руководителя отдела планирования и ценообразования компании "Инмарко". Чуть ранее на "Альбумине" появились начальник отдела продаж Николай Шиляев (до этого начальник отдела продаж сибирского представительства соков "Амтел") , заместитель по маркетингу Елена Шестак и заместитель по персоналу Анна Бучнева. Также, рассказывает Юраков, практически полностью обновлены два ключевых отдела - отдел продаж и отдел закупок сырья.

По мнению Ильгиза Валинурова, управляющего партнера кадрового агентства Business Connection, которое вело подбор части менеджеров для "Альбумина", метод найма команды целиком становится все более популярным: "Такие действия оправдывают себя, особенно если речь идет о не самых благополучных предприятиях, когда надо действовать оперативно и в сложных условиях".

Участники рынка придерживаются иной точки зрения. "Хорошая команда - одна из частей успешного бизнеса, но основной ее считать нельзя", - уверен генеральный директор молзавода "Новосибирский" Радислав Мархасин. С ним согласен директор компании "БКС Консалтинг" Вячеслав Лугинин: "Без осмысленных вложений в предприятие кадровая политика ничего не решает. Слабые места, традиционные для молочной промышленности, - разрозненная сырьевая база, устаревшее оборудование - требуют в первую очередь инвестиций".

Михаил Юраков сообщил "Ведомостям", что общая программа реорганизации "Альбумина" состоит из двух блоков. Первый рассчитан на полтора года, по истечении которых завод должен выйти на безубыточный уровень. Второй - на пять лет. Его результатом, говорит Юраков, станет выход в сибирские регионы, освоение новых видов продукции, увеличение доли рынка. В этом году руководство предприятия намерено увеличить объем переработки с 80 т молока в сутки до 150 - 160 т.

Председатель совета директоров "Альбумина" Олег Торопкин считает, что на первый этап заводу потребуется $1 - 2 млн на пополнение оборотных средств: "Объемы дальнейших вложений еще не подсчитывались. Могу сказать лишь, что наверняка потребуется глобальная техническая модернизация в соответствии с современными производственными стандартами".

Торопкин утверждает, что изменения на заводе не являются предпродажной подготовкой. "Альбумин", как и любой бизнес, может быть однажды продан, но нынешние мероприятия не стоит напрямую увязывать с продажей, - говорит он. - Сначала мы хотим сделать завод действительно серьезным игроком на молочном рынке. Естественно, после этого он станет более привлекательным как объект покупки, но это отдаленная перспектива".

Олег Торопкин сообщил, что несколько лет назад ВБД неоднократно предлагал купить контрольный пакет акций предприятия. "Но тогда, - объясняет он, - во-первых, существовала договоренность с властями о том, что я не продаю завод ВБД во избежание монополизма в области. Во-вторых, проект был нам самим интересен. Однако за эти годы ВБД ( "Сибирское молоко") ушел вперед технологически, а "Альбумин" отстал. Это неблагоприятная временная ниша для вступления в сделку по капиталу. Для того чтобы вернуться на утраченные позиции, нам необходимо догнать ВБД".

Пресс-секретарь ВБД Кира Кирюхина не смогла сформулировать позицию компании в отношении возможного интереса к увеличению пакета акций в "Альбумине": "Мы публичная компания и комментируем сделки только постфактум". Кирюхина также затруднилась оценить новшества на предприятии: "Мы не входим в совет директоров и не участвуем в текущем управлении".

Хорошо осведомленный о ситуации на сибирском рынке представитель ВБД, просивший не называть его имени, сообщил "Ведомостям", что у холдинга в регионе своя программа развития и с этим заводом ( "Альбумином") она никак не связана: "Альбумин" достаточно сложное предприятие с серьезными проблемами, и одними кадровыми перестановками их не решить. И они не ставят нас в известность о своих действиях и планах".

Пресс-секретарь "Сибирского молока" Наталья Петушкова добавляет, что заявленный "Альбумином" выход в другие регионы - логичный, но трудный: "Во многих регионах существует негативное отношение к иногородним производителям со стороны контролирующих органов, доходит иногда до закрытия складов и целых филиалов. Для того чтобы доказать свое право на работу в чужом регионе, нужно затратить много времени и сил".

Источник: Ведомости