15.08.2003

Сибирское know how оказалось уже давно придумано в Москве



Появление в Новосибирске кофейни с суши-баром "Суши-Терра" оказалось неприятным сюрпризом для владельцев аналогичного заведения с похожим названием "КофеСушиТерра" в Москве. Столичные предприниматели узнали о существовании двойников в Сибири из "Ведомостей". Теперь владельцам сетей предстоит решить, как использовать спорный товарный знак. Кофейня "Кофетерра" открылась в Москве в 2000 г. , а в 2001 г. москвичи учредили заведение "КофеСушиТерра", объединившее в себе классическую кофейню и суши-бар.

Первая новосибирская кофейня "Кофе-Терра" появилась в 2001 г. , а конце июля 2003 г. открылась кофейня с суши-баром под названием "Суши-Терра". Новосибирская сеть "Кофе-Терра" управляет шестью одноименными заведениями и одним "Суши-Терра". В начале августа "Кофе-Терра" и "Суши-Терра" также откроются в Кемерове, а в Омске будет открыто "Суши-Терра". Учредители сети - группа предпринимателей, которым принадлежат в Новосибирске ирландский паб "Уголок св. Патрика" и пивбар "Серп и молот".

"Я была обескуражена, узнав о существовании такой сети в Сибири. Мои кофейни существуют уже три года. Кофейня с суши-баром - это мое личное know how, и на название "Кофетерра" и "КофеСушиТерра" у меня есть патент. Такие вещи делать нельзя", - возмущается москвичка Ирина Шомко. Она говорит, что три года назад к ней приходили "ребята из Сибири" и предлагали открыть подобное заведение в своем регионе. "Я ответила, что в регионы не поеду, потому что я женщина и занимаюсь этим только потому, что мне это интересно. Я совместила свой любимый кофе и японскую кухню, которую сделала для своего мужа", - говорит предпринимательница.

Совладелец новосибирской сети "Кофе-Терра" Константин Локонов говорит, что тоже удивлен фактом существования похожего заведения в Москве. "О том, что эти кофейни есть в Москве, мы узнали от вас", - заявил он "Ведомостям". По его словам, компания подавала в 2001 г. заявление в "Роспатент" на регистрацию товарного знака "Кофе-Терра", однако госорган отказал им, сославшись на то, что слова "кофе" и "терра" общеупотребимы и не подлежат регистрации. Несколько месяцев назад компания подала новое заявление, в котором предложила зарегистрировать словесный знак в виде слитного "Кофетерра", а также логотип кофейни. Однако ответа из "Роспатента" пока не последовало.

Партнер юридической конторы Fineco Павел Гладкий, представляющий интересы московской кофейни "Кофетерра", говорит, что права на использование этого торгового знака принадлежат столичной компании. Копия свидетельства о регистрации товарного знака "Кофетерра" (и Coffeeterra) на имя ООО "ИРАШ" (учредителем которого является Ирина Шомко) имеется в распоряжении "Ведомостей". Павел Гладкий говорит, что намерен отстаивать права своих клиентов, но предпочел бы мирный исход переговоров с новосибирскими бизнесменами. По его словам, существует несколько вариантов разрешения конфликта: "Мы можем заключить с ними лицензионное соглашение, согласно которому новосибирская сеть будет отчислять определенный роялти. Либо, если мы не находим общий язык, добиваемся своего права в судебном порядке. Однако мы готовы к любым взаимовыгодным условиям", - говорит Гладкий.

Константин Локонов из новосибирской "Кофе-Терра" недоумевает, почему "Роспатент" отказал в регистрации его торгового знака и не сообщил о том, что подобный знак уже зарегистрирован. Он надеется, что владельцы обеих сетей придут к компромиссному решению. В качестве одного из аргументов Локонов указывает на то, что название новосибирской "Кофе-Терра" пишется через дефис, а у московской это же словосочетание зарегистрировано в слитной форме.

Юлия Лаврова, старший юрист юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", говорит, что, к сожалению, российское законодательство не позволяет патентовать методы ведения бизнеса. Поэтому, например, защитить принцип совмещения кофейни и суши-бара невозможно. Тем не менее она полагает, что в данном случае закон на стороне московской компании, которая владеет исключительным правом на товарный знак "Кофетерра". "Они могут запретить использование названия "Кофе-Терра" новосибирской кофейней, так как степень сходства здесь довольно высока", - говорит юрист. Она полагает, что такая ситуация могла возникнуть из-за того, что новосибирская компания перед выходом на рынок не проверила, зарегистрирован ли данный товарный знак. По мнению юриста, чтобы избежать подобных проблем, необходимо регистрировать товарный знак с включением в него изобразительных элементов в цвете. Желательно именно в том виде, в котором он представлен на вывеске кофейни. "Это увеличивает различительную способность знака и, следовательно, позволяет избежать подобных проблем в будущем", - советует Лаврова.

Источник: Ведомости