20.08.2003

Nestle придется сокращать расходы. Компания сэкономит $6 млрд



НЬЮ-ЙОРК - По объемам продаж на мировом рынке швейцарская Nestle удерживает безусловное лидерство. Что же касается уровня прибыльности, в этом компания уступает обоим основным конкурентам. Несмотря на свои необъятные размеры, компания Nestle, которая производит массу продуктов - от готовых каш Stouffer's до растворимого кофе Nescafe и шоколадных батончиков Kit Kat, до сих пор остается одной из наиболее стремительно растущих пищевых компаний в мире. Сегодня, однако, эта швейцарская компания публикует отчет по итогам первого полугодия, в котором признает, что, если использовать стандартные методы подсчетов, ее продажи снизились на 4,5%.

Тем не менее если оценивать результаты так, как это делают в самой компании, - без учета колебаний курсов валют и приобретений, сделанных в первом полугодии прошлого года, то выходит, что объемы продаж, напротив, выросли на 4,8%. По сравнению с конкурентами, такими, как, например, компания Unilever, цифра смотрится внушительно.

В одном, правда, Nestle уступает своим конкурентам и в США, и в Европе - в прибыльности. В результате реструктуризации, проводившейся в течение нескольких лет, Nestle смогла повысить норму операционной прибыли с 10,3% в 1997 г. до 12,3% в 2002 г. И тем не менее по этому показателю она проигрывает и корпорации Kraft Foods, и Unilever. Американская Kraft, удерживающая второе место по объемам продаж на мировом рынке пищевых продуктов, по итогам 2002 г. зафиксировала норму операционной прибыли в размере 22%. А Unilever, занимающая третью позицию, - 14,5%.

Дело в том, что из всех крупных пищевых компаний Nestle - самая децентрализованная. Она труднее, чем ее конкуренты, переходит на модель централизованного управления, которая, в свою очередь, помогает существенно снизить расходы в таких областях, как системы поставок или продаж, где желаемый эффект достигается за счет экономии на масштабах.

Например, в прошлом году, как выяснилось, батончик Kit Kat в разных странах продавался под десятью разными штрих-кодами. Такая ситуация сильно осложняет задачу по отслеживанию продаж этого едва ли не самого значимого из шоколадных брэндов Nestle.

С подобными несообразностями Nestle планирует бороться и с этой целью разработала несколько программ. Одна из них называется Globe и предусматривает снижение расходов к 2006 г. на $3,96 млрд. Две другие нацелены на совершенствование управления системой поставок и повышение эффективности административного управления. По прогнозам компании, обе программы позволят ей сэкономить к 2006 г. еще $1,8 млрд.

Некоторые аналитики относятся к планам Nestle довольно скептически. И не без оснований. В мае на презентации перед аналитиками генеральный директор Nestle Петер Брабек дал понять, что реализация Globe может затянуться. "Если программа сокращения расходов Nestle будет отставать от намеченного графика, - говорится в аналитическом отчете банка Credit Suisse First Boston, - это может негативно отразиться на котировках акций этой компании". (WSJ, 19. 08. 2003, Екатерина Кудашкина)

Источник: Ведомости