20.08.2003

Spar на двоих. Московские операторы сети объединяются



Две компании розничной торговли, работающие под вывеской Spar в московском регионе, - "Спар ритэйл" и "Марта" решили объединиться. Единая компания рассчитывает к 2006 г. открыть до 30 новых магазинов. Компания Spar International основана в Голландии в 1932 г. Сегодня в 32 странах насчитывается около 18 000 магазинов, работающих под вывеской Spar - преимущественно на основе франчайзинга. Оборот в 2002 г. составил около 25 млрд евро.

ЗАО "Спар ритэйл" (создано на базе оптовой компании "Русмед") получило генеральную франшизу Spar на московский регион в мае 2000 г. Первый магазин открылся в августе 2001 г. Сегодня управляет двумя собственными супермаркетами торговой площадью 2745 кв. м. Крупнейшим акционером "Спар ритэйл" является зарегистрированная на Кипре компания Spar Moscow Holding Limited (около 75% акций) , подконтрольная инвестиционной группе "Дельта-Капитал".

Холдинг "Марта" через свою дочернюю структуру ООО "Элекскор" приобрел субфраншизу на марку Spar у ЗАО "Спар ритэйл" в 2001 г. Сейчас "Марта" управляет девятью магазинами (торговая площадь - 8955 кв. м). Планируемый оборот на 2003 г. - около $100 млн.

После слияния схема, по которой "Марта" является субфранчайзи "Спара", меняется. По словам Пола Прайса, вице-президента "Дельты", теперь мажоритарным совладельцем ЗАО "Спар ритэйл" станет "Марта". Блокирующую долю будет иметь "Дельта-Капитал", небольшую долю в объединенной компании сохранит гендиректор "Спар ритэйл" Дмитрий Маслов. По словам источника "Ведомостей", близкого к сделке, в новой компании "Марте" будет принадлежать 79% , "Дельте" - около 21%. Новая компания будет владеть генеральной франшизой Spar на Москву и область, а также объединит все столичные магазины, работающие сегодня под вывеской Spar.

Для рынка это слияние не стало неожиданностью. Слухи о том, что генеральную франшизу на московский регион "Дельта" может передать "Марте", появились еще в феврале. Хотя участники слияния категорически отрицали такую возможность, рынок этого слияния ждал. "Это было бы логичным шагом, - заявил месяц назад директор по маркетингу ПФК "БИН" Олег Гвоздик. - "Марта" развивается динамичней, чем "Спар ритэйл", да и марка Spar известна москвичам в основном благодаря магазинам "Марты". Кроме того, появилась информация о том, что после прихода на пост гендиректора "Спар ритэйл" бывшего топ-менеджера австрийского Spar Томаса Хоры между "Спар ритэйл" и "Мартой" разгорелся конфликт. А один из менеджеров "Марты" утверждал даже, что компания готова перестать работать под вывеской Spar и ведет переговоры о франшизе с голландской розничной сетью Royal Ahold.

Сейчас участники слияния демонстрируют единство. "Объединение субфранчайзера с мастер-франчайзером поможет укрепить брэнд в Москве и упростит структуру компании", - заявил Пол Прайс. С ним согласился президент "Марты" Георгий Трефилов. "У нас есть собственные средства, к тому же ИМПЭКСБАНК готов прокредитовать нас на $50 млн, а банк "Зенит" - на $60 млн. В общей сложности мы готовы инвестировать в развитие сети Spar в 2003 - 2004 гг. до $150 млн, - говорит он. - Но не могли этого делать, не имея мастер-франшизы: ее владелец мог в любой момент отозвать ее, изменить условия использования и т. д. ".

По оценкам одного из менеджеров сети "Столица", в существующие магазины "Марта" инвестировала около $20 млн.

Теперь же, по словам Трефилова, до 2006 г. компания планирует открыть от 70 000 до 100 000 кв. м торговых помещений (в том числе за счет открытия магазинов в Татарстане и Санкт-Петербурге) и увеличить оборот до $250 - 300 млн. Это означает, что вместо нынешних 10 торговых объектов в России может начать работать 30 - 40 магазинов Spar.

"У этих компаний не было выбора: "Марте" можно было развиваться, лишь имея генеральную франшизу Spar, а кроме "Марты" стать франчайзи "Дельты" сейчас вряд ли кто захочет", - полагает Гвоздик из ПФК "БИН".

"Марта" показала неплохую динамику роста для ритейлора, который начал торговать продуктами лишь в 2001 г. На ее аудиторию (12 000 - 18 000 руб. на члена семьи) работают и "Перекресток", и "Седьмой континент", но она все равно пытается конкурировать, - говорит гендиректор "Копейки" Сергей Ломакин. - Теперь, наверное, результаты будут лучше: ведь не нужно будет платить роялти за марку, да и прямые контакты со специалистами Spar International дадут свои дивиденды". По мнению Ломакина, увеличение сети в три-четыре раза за два года не приведет к болезням роста. "Это нормальный темп", - полагает гендиректор "Копейки".

Источник: Ведомости