25.08.2003

Приемы спамообороны покажет "Лаборатория Касперского"



Роман Дорохов

Борясь со спамом, интернет-холдинг Mail.ru прибег к помощи известного производителя антивирусов - "Лаборатории Касперского", создавшей для Mail.ru систему Anti-Spam. Но авторы массированных рекламных рассылок не сдаются без боя: они экспериментируют с системой блокировки спама Mail.ru, пытаясь найти способы обойти ее. Сейчас Anti-Spam анализирует всю входящую почту на Mail.ru. "Внедрение системы в середине июня позволило снизить в 6 - 10 раз, до 5 - 7% , количество писем со спамом, приходящих на адреса Mail.ru", - утверждает вице-президент интернет-холдинга Татьяна Желонкина. Сколько стоили разработка и внедрение системы, в Mail.ru не раскрывают, сообщив лишь, что главной статьей расходов была установка девяти серверов, обеспечивающих работу Anti-Spam.

Спроектировали Anti-Spam в "Лаборатории Касперского", а ядро системы написали программисты компании "Ашманов и партнеры". Как рассказал менеджер по развитию продуктов "Лаборатории" Алексей Калгин, система обеспечивает крайне низкий - до 0,05% - уровень ложных срабатываний (ошибочного занесения письма в разряд спама).

По мнению гендиректора компании "Ашманов и партнеры" Игоря Ашманова, сегодня объем рынка спам-рекламы в Рунете составляет не менее 2 - 3 млн евро в год, что сравнимо с объемом рынка баннерной рекламы. "Это очень эффективный способ рекламы для малого бизнеса, - говорит он. - Например, Центр американского английского за несколько тысяч долларов в месяц достал всю страну".

Ашманов считает, что основной ущерб от деятельности спамеров заключается в раздражении людей от получения нежеланных писем. Он прогнозирует снижение объемов спама в мире не раньше 2005 г. - благодаря законодательным запретам на спам и осознанию обществом неэтичности таких рассылок. Сейчас, говорит Ашманов, руководители небольших компаний не осознают вредоносности спама.

Гендиректор "Лаборатории Касперского" Наталья Касперская говорит, что после внедрения системы Anti-Spam на Mail.ru разработчики столкнулись с активным противодействием спамеров, с которыми авторы антивирусных программ раньше не сталкивались. По ее словам, спамеры регистрируют на Mail.ru тестовые почтовые ящики и потом работают над модификацией своих писем для того, чтобы обойти фильтры.

Другой крупный игрок Рунета - портал "Яndex" также борется со спамом. Как рассказала главный редактор портала "Яndex" Елена Колмановская, ее компания объявила программу "чистая почта", фильтрующую спам, еще весной.

Организаторы массовых рассылок не собираются сдаваться. "Обо всех законах [против спама], которые хотят принять, я знаю. Мне приходится следить за законодательствами более чем трех десятков стран, иначе этот бизнес становится нелегальным. Спам - это серый бизнес, на "острие бритвы", но он с лихвой окупается", - сказал "Ведомостям" на условиях анонимности сотрудник одной из компаний, занимающихся массовыми рассылками.

Заказчики рассылок также не видят ничего плохого в спаме. "Я не знаю, чем мы можем навредить, если предлагаем людям свои услуги", - говорит Нина Александрова, гендиректор компании "Муж на час", использующей рассылки для рекламы.

Источник: Ведомости