26.08.2003

Российские «иномарки» покорят Европу. «Шевроле-Нива» станет в значительной степени экспортной моделью



Собранные в России «иномарки» покорят не только страну, но и Европу. Первую заявку на такую атаку сделал гендиректор СП «GM-АвтоВАЗ» Джон Милонас, сообщивший во время открытия Московского автосалона о том, что его предприятие с весны следующего года начнет экспорт в Старый Свет модели «Шевроле-Нива». Общий объем экспорта этого внедорожника в следующем году составит 16 тыс. машин, но из них в Европу пойдет только часть, оснащенная двигателями Opel (более мощными, чем устанавливающиеся ныне 1,7-литровые российские движки; стоить «опелизированная» машина будет, естественно, значительно дороже).

Сама идея сделать новый внедорожник экспортным «хитом» неудивительна: в Европе хорошо известна старая «Нива», и раскрутить ее преемницу проще, чем какую-либо иную российскую машину. Интересна вообще инициатива инвестировать в российское автопроизводство ради завоевания рынков третьих стран. Тем более что другие крупные автомобильные компании до сих пор предпочитали вариант противоположный: завоевывать российский рынок с помощью продукции, произведенной «в странах, где подешевле». Например, Daewoo экспортировала в Россию свои “Нексии”, произведенные в Узбекистане, популярная “Рено-19 Европа” собиралась на заводе французской фирмы в Турции. Volkswagen поставлял к нам в значительной мере “Фелиции” и “Октавии” своего чешского предприятия Skoda. На днях представители VW заявили о том, что весьма рассчитывают на успех в РФ модели Gol, собираемой в Бразилии и предназначенной изначально для рынков Латинской Америки. С учетом того, что эта модель должна стоить в пределах 9 тыс. евро (около 10 тыс. долл. по нынешнему курсу), определенные шансы на реализацию у таких планов, действительно, есть (правда, надо учитывать еще таможенные пошлины, которые МЭРТ грозится поднять до 35% от цены нового автомобиля). Ведь все гранды мирового автопрома в один голос признают: массовый успех в России может иметь только машина в ценовой нише до 10 тыс. долл. А поскольку до сих пор производить машины в таком сегменте гранды считали ниже своего достоинства и, главным образом, ниже уровня рентабельности, то инвестициями в наш автопром не особенно интересовались. Полтора года назад руководство VW заявило о том, что «машины такой цены в нашем модельном ряду нет», и потому все разговоры о производстве немецкого “народного автомобиля” в РФ были беспочвенными.

Однако продолжающийся кризис мирового автомобильного рынка (рост продаж с осени 2001 г. в целом очень медленный, а по некоторым направлениям ощущается даже некоторый спад) заставил промышленных гигантов несколько пересмотреть свою позицию. Россией заинтересовались не только GM, но и Ford, построивший завод во Всеволожске, а также компания Renault, объявившая о реанимации проекта “Автофрамос”. VW также стал присматривать площадки под строительство заводов в России, но пока решил продвигать здесь латиноамериканскую продукцию (поскольку уже вложил в производство в Бразилии приличные деньги, а местный и вообще латиноамериканский рынок сузился из-за экономического кризиса). Правда, продавать по дешевой цене свои Gol в России у немцев может получиться только в будущем, если страна вступит в ВТО и снизит таможенные пошлины до уровня ЕС (10% на новые машины).

В то же время российский рынок расширяется. На том же московском автосалоне об этом еще раз заявил президент компании «Форд» в России Хенрик Нензен, спрогнозировавший такую динамику продаж новых иномарок в РФ: 108 тыс. в 2002 г., 170 тыс. в текущем сезоне, до 320 тыс. в 2005 г. За такой рынок уже возможна довольно острая конкурентная борьба. И очевидно, что преимущества в ней получат компании, заранее застолбившие себе место под солнцем. Компания GM уже настолько вошла во вкус, что готова выпускать в РФ не только «Нивы» местной разработки, но и Opel-Astra, и даже “крутые” внедорожники Hummer H2. Последние должны собираться на калининградском «Автоторе», где уже выпускаются машины KIA и BMW. H2 – модель недешевая, и даже с учетом дешевизны российской сборки вряд ли цена ее будет значительно ниже 50 тыс. долл. (по такой цене эти внедорожники продаются сейчас в Америке). Рассчитывать на успех в России таким машинам не придется еще долго, но весьма возможно, что американцев здесь, как и в случае с “Нивой”, прельщает европейский рынок. С учетом неплохого качества сборки калининградских иномарок, эти планы вполне могут оправдаться. А Россия таким образом может стать не только ведущим импортером подержанных иномарок, но и одним из ведущих экспортеров современных машин. А не только продукции разработки 70-х годов, как это было до сих пор.

Отдел экономики

Алексей Виноградов