27.08.2003

Юлия Чепалова отрясла Adidas со своих ног



Вчера олимпийская чемпионка по лыжным гонкам Юлия Чепалова официально объявила о начале боевых действий против компании Adidas. Всемирно известный производитель спортинвентаря, как полагает спортсменка, грубо попрал ее конституционное право на имя и изображение, используя и то и другое в своих рекламных целях. Да еще и бесплатно.

       Впервые о своих претензиях к Adidas Юлия Чепалова заявила неделю назад. Именно тогда было объявлено, что спортсменка намерена подать иск к производителю спортивной амуниции за незаконное использование образа чемпионки в рекламных целях. Сумма компенсации, которую требовала лыжница, впечатляла – $1 млн. Впрочем, чтобы услышать что-то более конкретное, пришлось подождать пресс-конференцию Юлии Чепаловой.

       Место ее проведения она явно выбрала с умыслом. Журналистам было предложено явиться в офис компании "Лыжный мир". Ее глава Иван Кузьмин тут же поведал собравшимся об успехах фирмы на поприще снабжения населения лыжным инвентарем и о том, как ему приятно работать с Юлией Чепаловой, которую "Лыжный мир" всячески поддерживает, в том числе финансово. Только после этого слово взяла сама спортсменка. Начала Юлия Чепалова издалека. Adidas, сказала она, компания пусть и известная, но качество ее продукции решительно не устраивает чемпионку. "Вот ботинки, например. Сколько я их просила сделать мне обувь помягче. И что? Последний год я вынуждена была вообще бегать в комбинированных ботинках. Это любительский уровень. А вот компания Alpina, представителем которой в России является 'Лыжный мир', сразу предоставила те ботинки, которые мне подходят. Они такие мягкие!" – заявила чемпионка.

       Смена поставщика обуви обошлась российской спортсменке довольно дорого. Во сколько именно, неизвестно, но, как рассказала Юлия Чепалова, Федерация лыжных гонок России после протеста со стороны Adidas наказала ее, лишив премиальных, полагавшихся по итогам выступлений за сезон. Возможно, именно недружественное поведение Adidas и подвигло Юлию Чепалову к началу судебной тяжбы.

       Тут стоит сказать, что у нашей федерации с Adidas имеется контракт, согласно которому немецкая компания получает право использовать в своих рекламных целях имена и образы членов сборной России. При этом спортсменам запрещается выходить на международные старты, проводимые под эгидой Международной федерации лыжного спорта (Олимпиады, чемпионаты мира и этапы Кубка мира), в амуниции других производителей. Впрочем, это только в Adidas и лыжной федерации полагают, что все так просто. Агент Юлии Чепаловой Михаил Лукин уверен, что права его клиентки грубо нарушаются. Он продемонстрировал собравшимся плакат, выпущенный, судя по иероглифам, для китайского рынка. Помимо иероглифов на плакате запечатлена Юлия Чепалова в форме сборной России. А на бедрах чемпионки красуется надпись "Adidas". Это, как считает господин Лукин, есть не что иное, как попрание прав госпожи Чепаловой: "Они ведь разместили ее на плакате не в составе сборной, а отдельно. То же самое творится на их интернет-сайте: отдельные ссылки на лыжную сборную России и на Юлию Чепалову. Ситуация нелепая. Федерация почему-то решила, что имеет право передать Adidas права по использованию образа и имени Юлии Чепаловой. При этом с самой спортсменкой ни одна из сторон никаких контрактов, регулирующих этот вопрос, не заключала. Получается, что федерация продала то, что ей не принадлежит. Ладно бы Чепалова была членом федерации. Такая практика применяется во многих странах. Но и этого нет. С таким же успехом я сам мог бы продать кому-нибудь права на использование имени, скажем, Майкла Джордана. А сейчас получается, что Adidas своим поведением попросту лишает Чепалову возможности заключать рекламные контракты с другими производителями на более выгодных условиях".

       Михаил Лукин рассказал также о том, что пытался вести переговоры с руководством Adidas, чтобы уладить спор во внесудебном порядке. "Но сначала мне заявили, что говорить вообще не о чем, поскольку и без того имеется контракт с федерацией. А потом прислали по электронной почте предложение на 10 тыс. евро за годичный рекламный контракт. Это же смешно! Этих денег Юле даже на оплату работы массажиста не хватит,– поделился секретом господин Лукин.– После этого никаких контактов с Adidas и федерацией у нас не было. Они просто не желают обсуждать эту тему".

       В общем, мосты сожжены, суд почти неизбежен. Правда, присутствовавший на пресс-конференции Вадим Мурылев, который будет представлять интересы спортсменки в суде, затруднился сказать, когда именно и в какой суд будет подан иск. "У меня пока есть 90-процентная уверенность в том, что суд состоится. И еще я убежден, что сумма иска будет даже больше $1 млн" – единственное, что смог ответственно заявить юрист.

       Вчера пресс-секретарь фирмы Adidas-Solomon Анн Пютц заявила Ъ, что "компании пока неизвестны никакие случаи нарушения прав госпожи Чепаловой. "Официального иска она пока не подавала. По предъявлении обвинений мы их рассмотрим. Пока никаких других комментариев мы дать не можем,"– добавила госпожа Пютц.

АФСАТИ Ъ-ДЖУСОЙТИ, АННА Ъ-ПАЛЬЧЕВА


Источник: КоммерсантЪ