28.08.2003

NASA и Boeing допустили халатность



         ВАШИНГТОН - Независимая комиссия из 13 специалистов, расследовавшая обстоятельства гибели космического челнока Columbia, постановила, что ответственность за произошедшее лежит на агентстве NASA и на компаниях-подрядчиках.

        Заключительный отчет комиссии по расследованию гибели Columbia выявил ряд фундаментальных проблем, связанных с деятельностью NASA, в частности постоянно растущую зависимость агентства от корпораций Boeing, Lockheed Martin и других исполнителей, привлекаемых для участия в космических проектах. Комиссия отмечает, что NASA существенно упростило свою космическую программу, предприняв в середине 1990-х ряд шагов к приватизации, однако при этом сняло с себя часть ответственности за обеспечение безопасности полетов. "У катастрофы было две причины: оторвавшиеся куски термозащитной пены и утраченная система контроля и регулирования в рамках NASA", - констатирует отставной адмирал Хэролд Геман, возглавлявший следственную комиссию.

        Проанализировав после трагической даты 1 февраля около 30 000 документов и проведя более 200 официальных собеседований, следователи подвергли NASA критике за недостаточную активность в период после 1986 г. , когда погиб другой многоразовый корабль, Challenger. По мнению следователей, космическое агентство сформировало недостаточно эффективную рабочую среду, в которой функции, связанные с обеспечением безопасности, произвольно распределялись между сотрудниками разных рангов - от рядовых инженеров до высших руководителей. Госфинансирование сокращалось, к тому же руководители агентства стремились побыстрее завершить строительство Международной космической станции, и в результате соображения безопасности в деятельности NASA отошли на второй план - приоритет получили сроки выполнения проектов. В 2002 г. около 85% бюджета NASA, или $13,3 млрд, получили частные подрядчики, сотрудничавшие с агентством.

        Челнок Columbia, бывший самым старым из кораблей этой серии, разрушился при входе в атмосферу в результате действия раскаленных газов, расплавивших левое крыло. Все семеро членов экипажа корабля погибли, а обломки Columbia были разбросаны по территории в сотни километров. После аварии старты остальных трех челноков были отменены.

        Авторы отчета, занимающего 248 страниц, недвусмысленно обвиняют высшее руководство NASA в ошибках при анализе возможных последствий отслоения куска пены, покрывавшей топливный бак. Кроме того, следователи серьезно критикуют Boeing, на который была возложена обязанность изучить масштабы повреждений, вызванных отрывом слоя пены. Из отчета следует, что корпорация использовала для анализа устаревшее программное обеспечение, к тому же участвовавшие в работе инженеры не обладали достаточной квалификацией и при этом не обратились за поддержкой к более опытным коллегам.

        Адмирал Геман, руководивший в 2001 г. расследованием террористической атаки на эсминец Cole в Йемене, считает, что космические челноки по своей сути достаточно безопасны. Вместе с тем комиссия разработала рекомендации, многие из которых должны быть в обязательном порядке реализованы до очередного запуска многоразового корабля.

        Представители Boeing не согласились с обвинением в свой адрес, заявив, что в анализе участвовали и опытные специалисты. В то же время Boeing и Lockheed Martin сообщили о совместной с NASA работе по выполнению рекомендаций следственной комиссии. Как утверждается, корпорации уже готовят новую версию программного инструментария для технического анализа. Эта версия должна заменить систему Crater, не справившуюся с определением ущерба от удара куска пены. Партнеры также работают над созданием нового метода изоляции топливных баков, не использующего защитной пены. (WSJ, 27. 08. 2003, Александр Сафин)



Источник: Ведомости