29.08.2003

Минтранс пошел в рекламный бизнес



Ассоциация саморегулирования в области рекламы (АСОР) обратилась в Министерство по антимонопольной политике с жалобой на ФГУП "Дорожная инфраструктура и сервис", пишет Ъ.

По мнению участников рынка, предприятие, созданное весной этого года Минтрансом, пытается взять под контроль рынок наружной рекламы в Подмосковье, объем которого оценивается в 10 млн USD в год.

По сравнению с Москвой рынок наружной рекламы в Подмосковье развит слабо. По данным компании "ЭСПАР-Аналитик", в окрестностях столицы насчитывается около 2, 5 тыс. рекламных щитов формата 3х6 м (в Москве их 19 тыс.). В среднем каждый щит приносит компании 200-500 USD в месяц (в Москве - 800-900 USD). Пока столичные операторы рынка наружной рекламы в Подмосковье практически не представлены. Лидирующие позиции в области занимают компании "Никэ" и "Мособлреклама". Им принадлежит примерно 1, 5 тыс. конструкций формата Зхбм.

Этой весной подмосковной "наружкой" заинтересовалось Министерство транспорта. В апреле было создано федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Дорожная инфраструктура и сервис". Как следует из уставных документов предприятия, оно проводит экспертизу проектной документации и подготовку разрешений на размещение различных объектов в полосах отвода и придорожных полосах федеральных автодорог в Центральном федеральном округе. То есть ФГУПу поручено согласование установки на обочинах федеральных трасс рекламных щитов, а также торговых точек, ресторанов, кафе и так далее. Интересно, что тарифы на свои услуги ФГУП определяет самостоятельно.

Вскоре после создания на баланс "Дорожной инфраструктуры" начали переводить рекламные щиты, до этого принадлежавшие федеральным управлениям автодорог. В самом ФГУПе говорят, что это около 200-300 конструкций. По данным участников рынка наружной рекламы, речь идет о более чем 400 щитах формата 3х6 м.

Активность "Дорожной инфраструктуры" привлекла внимание участников рынка наружной рекламы в Московской области. Ассоциация саморегулирования в области рекламы (объединяет операторов подмосковного рынка наружной рекламы) направила в МАП заявление о незаконности действий Минтранса. В ассоциации считают, что, создав "Дорожную инфраструктуру", министерство нарушило сразу два федеральных закона - "О рекламе" и "О конкуренции". В первом говорится, что согласование разрешений на установку рекламных конструкций - прерогатива профильного ведомства, в данном случае управления дороги "Росавтодора", а не ФГУПа. Во втором - что хозяйствующий субъект, которым является ФГУП, не имеет права что-либо согласовывать или разрешать. По мнению председателя правления АСОР Александра Голованова, чиновники Минтранса попросту пытаются поставить подмосковную рекламу под свой контроль.

В Министерстве по антимонопольной политике корреспонденту "Ъ" подтвердили, что обращение АСОР получено и сейчас рассматривается. В неофициальных разговорах эксперты МАПа отметили, что действительно усматривают в действиях Минтранса признаки нарушения рекламного законодательства и закона о конкуренции.

Руководство "Дорожной инфраструктуры" между тем не видит в своих действиях ничего незаконного. "Наше предприятие создано Минтрансом, чтобы навести порядок на полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог федерального значения, - заявил первый заместитель гендиректора ФГУП "Дорожные инфраструктуры и сервис" Алексей Кудрявцев. - Единственная наша задача - следить за соблюдением требований к различным объектам сервиса, появляющимся на обочинах федеральных дорог".

Однако лидеры подмосковного рекламного рынка утверждают, что новые тарифы на согласование могут подорвать их бизнес. По словам Евгения Гущина, директора фирмы "Рекламные технологии", входящей в группу "Мособлреклама", "стоимость согласования по закону "О рекламе" зависит от издержек, реально понесенных дорожными службами. До сих пор согласование новых щитов в различных управлениях автодорог обходилось в 10-15 тыс. рублей. А "Дорожные инфраструктуры" оценили свои услуги в 60 тыс.". "Для операторов рынка это неподъемные цены", - говорит генеральный директор компании "Никэ" Роман Дубинин.

Операторы рынка не исключают, что вслед за Минтрансом наружной рекламой могут заинтересоваться и другие ведомства. "Еще одно ведомство пытается выполнять несвойственные ему функции, - считает генеральный директор компании News Outdoor Russia Сергей Железняк. - Мировой опыт показывает, что это неэффективно и только тормозит развитие рынка. Ведь теперь контролировать растущие, но еще не сформировавшиеся рынки наружной рекламы может попытаться каждый: в ведении Минтранса находится лишь узкая полоса земли вдоль федеральных трасс, а пространство рядом - в распоряжении ряда ведомств и местных властей. Они тоже могут попытаться стать операторами наружной рекламы, что приведет лишь к увеличению неразберихи на рынке".

Источник: ИА "Новости гуманитарных технологий"