29.08.2003

ЕC отбирает у России портвейн



Страны – члены Евросоюза завершили согласование списка «географических» продуктов и напитков, эксклюзивные права на использование которых ЕС намерен восстановить. Среди 41 названий широко применяемые в России названия – коньяк, шампанское и портвейн.

Страны-члены Евросоюза завершили согласование списка «географических» продуктов и напитков, эксклюзивные права на использование которых ЕС намерен восстановить. Эти названия, как считают в Евросоюзе, могут быть признаны всемирно известными и, как следствие, могут быть взяты под защиту со стороны Всемирной торговой организации.

Вопрос о защите «географических» брэндов будет, в том числе, обсуждаться на очередной сессии ВТО, которая начнется 10 сентября в Канкуне.

Список содержит названия товаров, которые наиболее часто используются в третьих странах для обозначения вида товара в целом или зарегистрированы на местном рынке на местных производителей. Такая ситуация не только негативно влияет на репутацию производителей оригинального продукта, но и существенно сужает возможности для продажи этих продуктов в других странах, говорится в сообщении Евросоюза.

ЕС особо отмечает, что в отличие от торговой марки или брэнда, которые могут быть локализованы на любой территории, «географический» брэнд эксклюзивен в силу своего территориального происхождения и не может быть использован для обозначения похожих продуктов, произведенных в другой местности. В настоящее время многие из общеизвестных названий, незаконно используются производителями за пределами географических границ, где эти товары возникли и традиционно производятся. ЕС намерен также разработать список возможных трансформаций данных географических названий в других языках, с тем чтобы предотвратить возможность использования этих названий для производства товаров на местных рынках.

Защита географических названий позволяет сохранить конкурентоспособность оригинальных продуктов, произведенных в Европе, и является стратегически важной для всей сельскохозяйственной отрасти ЕС. Это не протекционизм, заявил европейский комиссар Франц Фишлер (Franz Fischler), а стремление к справедливости.

По его словам, совершенно неприемлема ситуация, когда производители оригинального продукта не имеют возможности продавать ее на других рынках под настоящим именем. Так, например, ЕС не может продавать в Канаде пармскую ветчину из-за того, что название «пармская ветчина» на территории Канады зарегистрировано на местного производителя. Идея введения глобальной защиты для некоторых европейских товаров вызывает неприятие у ряда крупных членов ВТО, особенно у США, которые заявляют, что подобные инициативы Евросоюза – не что иное, как стремление снизить конкуренцию со стороны производителей из других стран. .

(В США, кстати, тоже используют некоторые названия из списка, например Chablis).

Другие противники законодательной защиты географических брэндов говорят, что во многих странах эти названия стали общими названиями для всех продуктов подобного вида и способа производства и поэтому не подлежат запрету на использование.

Так или иначе, если список ЕС будет принят ВТО, России, которая рассчитывает на вступление в ВТО в 2004 году, придется считаться с этим фактом. А следовательно, многочисленным российским производителям коньяка, шампанского, портвейна, хереса и пр. придется отказаться от использования привычных для местного рынка названий алкогольных напитков.

Источник: Газета.RU