01.09.2003

Москва вводит экологически чистые продукты приказом



В Москве вводится система добровольной экологической маркировки продуктов питания. Марку можно будет клеить лишь на "чистые" продукты, изготовленные из натурального сырья без искусственных добавок, стимуляторов роста, химикатов и антибиотиков. Товары со знаком "Московский экологичный продукт" подорожают на 30-40 копеек, а производители-добровольцы получат преференции при распределении городского заказа.

На продуктах питания нарисуют дубовый лист и голубую каплю
Московские власти приняли решение о введении системы добровольной экологической маркировки продуктов питания. Как заявил глава столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин, около 70% вредных веществ попадает в организм человека с продуктами питания. По его мнению, это происходит потому, что производители не информируют потребителей о содержании продуктов.

В частности, в России до сих пор не утверждена маркировка продуктов, содержащих генетически модифицированные (ГМ) компоненты. Лишь некоторые производители, следуя западному опыту, ставят на упаковке значок GE. Остальные либо упоминают о ГМ-составляющей в информации о составе продукта, либо предпочитают вообще об этом умалчивать.

К тому же на упаковке импортных продуктов встречаются значки, смысл которых не понятен ни продавцам, ни покупателям. Так, например, продавец одного супермаркета уверял ГАЗЕТУ, что значок 'Зеленая точка' на финских хлебцах означает, что это экологически чистый продукт. На самом деле этот значок говорит о том, что производитель рассчитался с германской фирмой за утилизацию упаковки.

Как считают в мэрии, эмблема с зеленым дубовым листом, падающей на него голубой каплей и надписью «Московский экологичный продукт» будет понятна всем.

Директор Института питания РАМН Виктор Тутельян считает, что 'новый московский закон остановит стихийный беспредел экологических маркировок и сертификатов'.

Кто получит экологическую марку
Эту марку смогут получить только товары, сертифицированные Госсанэпиднадзором. Они должны быть натурального происхождения либо произведены из натурального сырья - без применения ГМ-технологий, стимуляторов роста и откорма, пестицидов, антибиотиков, минеральных удобрений, гормональных препаратов.

За подделку эколейбла предусмотрен штраф от 500 до 20 000 рублей
В первую очередь добровольную сертификацию предложат пройти производителям питьевой воды и соков. Они должны быть маркированы уже в этом году.

В 2004 году планируется нанести маркировку на молочную, мясную и рыбную продукцию, хлебобулочные изделия, а также овощи и фрукты.

На каждый третий продукт маркировка 'экологически чистый' наносится незаконно
По данным департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, в прошлом году на потребительский рынок города поступило 350 млн. литров соков и около 600 млн. литров воды в пластиковых бутылках, на 30% упаковок были незаконно нанесены экологические знаки.

Теперь за подделку экологической маркировки будут штрафовать на 5-200 МРОТ (500-20 000 рублей).

Добровольцы получат городской заказ на поставку продуктов
Как удалось выяснить ГАЗЕТЕ, одна такая марка обойдется производителям в 30-40 копеек. Скажем, если сельхозпроизводитель поставляет в магазины Москвы 100 тонн картофеля, расфасованного по два килограмма, он должен потратить на маркировку 150 тысяч рублей.

Однако, несмотря на дополнительные расходы, недостатка в добровольцах не ожидается.

По оценкам экспертов, объемы продаж резко вырастут, если потребители будут доверять знаку качества. С другой стороны, этот лейбл - небескорыстный знак лояльности по отношению к городским властям.

Мэр Москвы Юрий Лужков уже пообещал, что все продукты, имеющие такой знак, будут признаны приоритетными для закупки в рамках городского заказа.

Таким образом, рынок сбыта добровольцам гарантирован. Например, в прошлом году только для обеспечения городского продовольственного фонда было закуплено 15 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, 3 тыс. тонн масла, 5 тыс. тонн сахара, 100 тыс. тонн зерна, 2 тыс. тонн рыбы и рыбопродуктов.

Маркированные продукты подорожают
Что касается трат на маркировку продуктов питания, то производители, скорее всего, разделят их с потребителями. Эксперты из департамента природопользования не исключают, что все товары с новым значком - от хлеба до молока и колбасы - тоже подорожают на 30-40 копеек.

СПРАВКА

Какие маркировки на экологически чистых продуктах ставят производители из других стран
Экологические лейблы есть во многих странах мира. Лидерами являются страны Евросоюза, США, Канада, Япония, Австралия, свои знаки имеют также Таиланд, Тайвань, Индия, Бразилия, Чехия, Венгрия.

Самые популярные из них: знак единой экомаркировки Евросоюза (цветок с бутоном в виде звезд флага ЕС и перевернутым 'Э' в центре), 'Голубой ангел' (Германия), 'Белый лебедь' (скандинавские страны), 'Экознак' (Япония), 'Экологический выбор' (Канада). Производители маркируют свою продукцию на добровольной основе после прохождения сертификации.

На федеральном уровне в России утвержден только один знак - 'РОСТ' (бывший ГОСТ). Сейчас российское подразделение 'Гринпис' ведет работу по внедрению знака 'Свободно от хлора'.

Источник: Газета