03.09.2003

Нелегкий выбор



Развитые страны упорно пытаются поставить под угрозу неприкосновенность частной жизни. Недавно компания Benetton пыталась внедрить в своих магазинах "умные бирки", хранящие информацию не только о товарах, но и о покупателях. Теперь американцы собираются заменить привычные штрих-коды на микрочипы.

Через пару недель в Чикаго ученые, представители бизнеса и госчиновники будут обсуждать EPC (Electronic Product Code). Список приглашенных на симпозиум выглядит внушительно: Colgate-Palmolive, General Mills, GlaxoSmithKline, Heinz, Nestle, PepsiCo. Среди докладчиков фигурируют ученые Массачусетского технологического института, представители Пентагона, руководители Gillette, Johnson & Johnson, Procter & Gamble и UPS.

Технология EPC, в отличие от штрих-кода, подразумевает присвоение индивидуального номера не отдельному классу товаров - например, всем двухлитровым бутылкам газировки Pepsi, - а каждой бутылке в отдельности. Это позволит следить за судьбой каждой проданной в США вещи чуть ли не до момента ее утилизации.

Разработчики EPC и подобных технологий обещают торговцам и потребителям массу новых удобств. А правозащитники - проблемы. Один из них высказался в том духе, что не хотел бы, чтобы посторонние могли получать информацию о его нижнем белье (EPC теоретически дает такую возможность). Benetton, кстати, из-за протестов общественности так и не решилась прикреплять к одежде "умные бирки". Но подобные технологии привлекают столько внимания розничных секторов, что рано или поздно обществу придется решать, что важнее - совершенствование сервиса или защита тайны частной жизни.

Источник: Ведомости