05.09.2003


Призрак перестройки. Владельцы "ЮКОСа" купили "МН"



Анфиса Воронина, Александр Беккер

Владельцы нефтяной компании "ЮКОС" обзавелись собственным средством массовой информации. Учрежденный ими фонд "Открытая Россия" приобрел еженедельную газету "Московские новости". Редакцию, прославившуюся во времена перестройки, возглавит Евгений Киселев, у которого больше нет возможности вещать на телевидении. "Открытая Россия" объявила вчера о покупке прав на издание "Московских новостей", их англоязычного двойника Mos-cow News и приложения "Родительское собрание" у ЗАО "Московские новости". Суммарный разовый тираж трех изданий, по словам президента и основного владельца ЗАО Александра Вайнштейна, - около 100 000 экземпляров. Сумму сделки стороны не раскрывают.

"Расходы на финансирование "Московских новостей" были значительными, но для качественного рывка собственных инвестиций не хватало", - рассказывает Вайнштейн. По словам бывшего главного редактора "МН" Виктора Лошака, ежегодные вложения в газету составляли $2 - 2,2 млн.

Для Лошака отставка стала неприятным сюрпризом. Как он рассказал "Ведомостям", о том, что он уволен, ему сообщил представитель новых владельцев в среду вечером, "до этого не было ни намека".

Киселев говорит, что возглавить "Московские новости" представители "Открытой России", возглавляемой председателем правления НК "ЮКОС" Михаилом Ходорковским, предложили ему неделю назад. "Я принял предложение с удовольствием", - говорит Киселев.

После закрытия телеканала ТВС Киселев обещал, что займется документальным кино. Но на предложения о съемках исторических фильмов, которые он сделал "Первому каналу" и НТВ, ответа он не получил. По словам Киселева, у него "крепнет ощущение, что дело не в том, что это за фильмы, и не в их стоимости, а в личности автора". Он возглавлял НТВ, пока канал принадлежал Владимиру Гусинскому, и ТВ-6, когда тот был под контролем Бориса Березовского. Последним телевизионным местом работы телеведущего стал канал ТВС, который прекратил свое существование в этом году из-за финансовых проблем.

Киселев рассказывает, что новые владельцы высказали ему пожелание вернуть газете "былую славу". "Сделать газету одним из лидеров рынка - задача вполне посильная", - убежден он.

К середине декабря, по словам нового генерального директора ООО "ИД "Московские новости" Кирилла Легата, газета станет цветной. Киселев говорит, что обновленные "Московские новости" должны стать газетой для семейного чтения и тех, кто традиционно "является потребителем политизированной информации, но кому хочется, кроме этого, знать о других новостях".

Первоначальные изменения будут профинансированы на средства гранта, который выдаст "Открытая Россия". Размер гранта все заинтересованные лица, с которыми связывались "Ведомости", сообщить отказались, сославшись на коммерческую тайну. По оценке Лошака, в первый год для "качественного рывка" в газету придется вложить $3 - 3,5 млн. "В дальнейшем мы рассчитываем вывести газету на самоокупаемость", - говорит Легат.

Эксперты печатного рынка сомневаются в реалистичности таких планов. "Это неочевидный выбор для человека с коммерческим подходом к газетным активам", - говорит на условиях анонимности управляющий партнер инвесткомпании, вкладывающей деньги в медиа-активы. "Как бизнес газета на рынке не представлена, рекламы они почти не собирают", - соглашается с ним гендиректор "Проф-Медиа" Вадим Горяинов.

Управляющий партнер компании "В-Ратио" Олег Чернозуб говорит, что цена товарного знака для газет обычно составляет около 70% свободного денежного потока. В случае "Московских новостей", предполагает эксперт, стоимость брэнда может в большой степени состоять из его известности на зарубежных рынках - Moscow News сейчас распространяется в 54 странах.

Руководитель фонда "Индем" Георгий Сатаров сожалеет об уходе Лошака, который, по его словам, "был на месте и делал хорошую газету". Он считает, что сегодня она лучше, чем три года назад, и не знает, как справится с новой для себя сферой Киселев.

А политконсультант Олег Матвейчев из Bakster Group считает, что сделка по МН и назначение Киселева вполне вписываются в попытки совладельцев "ЮКОСа", в частности Ходорковского, отождествить себя с демократическими завоеваниями 1990-х гг. "МН - это старый брэнд, очень популярный во времена перестройки, символ прошедшей демократической революции, Киселев - в этой же стилистике, - говорит эксперт. - Но Ходорковскому стоило бы ассоциировать себя с будущим, а не приватизировать реликты прошлого".

Источник: Ведомости