05.09.2003

Макаронный бум



Юлия Дрокова

В Сибири продолжается бум инвестиций в производство макаронных изделий. Вслед за модернизацией крупных алтайских производителей - "Алтана" и "Алмака" - стали известны планы по модернизации и наращиванию выпуска макарон Омской макаронной фабрики.
Крупнейшим сибирским производителем макарон является Поспелихинская макаронная фабрика (входит в холдинг "Алтан", Алтайский край). За 2002 г. выпущено 23 000 т продукции. "Алмак" ( "Алтайские макароны", входит в ФПГ "Сибма") , Омская макаронная фабрика и Новосибирская макаронная фабрика располагают примерно равными производственными мощностями - по 16 000 - 18 000 т.

По данным консультационного центра "ИРБИС", в Западной Сибири рост производства макарон отмечен в Алтайском крае - с 25 000 до 42 265 т (по итогам 2001 г. ) , в остальных регионах производство макарон остается стабильным: в Новосибирской области - около 11 000 т, в Омской области - 17 900 т, в Кемеровской - 13 700 т и Томской области - 1000 т. Доля западно-сибирского региона в общероссийском производстве макарон - около 10% , доля СФО - 15,3%.

На этой неделе ФКЦБ опубликовала информацию об инвестиционной программе Омской макаронной фабрики (ОМФ). Фабрика планирует получить кредит в Омскпромстройбанке на сумму $2,8 млн для приобретения новой линии по производству короткорезаных макарон швейцарской фирмы BULLER мощностью 1500 кг в час. Генеральный директор ОМФ Райнгольд Фрик отказался сообщить подробности программы, сославшись на то, что ее реализация еще не начата и законченный бизнес-план появится только в конце года. Но один из менеджеров фабрики на условиях анонимности отметил, что ввод новой линии в эксплуатацию позволит увеличить объем производства на 25 - 30%.

Несколькими месяцами ранее о своих планах по модернизации производственных мощностей и об увеличении выпуска заявили крупнейшие алтайские производители макарон - "Алтан" и "Алмак". Поспелихинская макаронная фабрика, весной разместившая облигационный заем на СМВБ, часть из полученных 100 млн руб. направила на инвестиции в производство. По словам заместителя гендиректора холдинга "Алтан" Ольги Карюкиной, модернизация действующих мощностей и установка новых позволит увеличить выпуск продукции на 35% , до 30 000 т в год, и перевести аутсорсинговое производство на собственные площадки.

"Алмак" имеет сразу два инвестпроекта. Первый - наращивание собственных мощностей. К середине 2004 г. , вложив $1,5 млн, "Алмак" намерен вдвое увеличить производство. Второй проект - совместный с Новосибирской макаронной фабрикой (НМФ) - временно приостановлен из-за судебных тяжб, в которые вовлечена НМФ. Фабрика, недавно перешедшая под контроль группы компаний "Фактор", натолкнулась на попытку прежнего менеджмента инициировать процедуру банкротства на предприятии. Сейчас фабрика находится под процедурой временного наблюдения. НМФ и "Алмак" на базе новосибирской площадки планировали вдвое увеличить производство и выпускать макароны под новым национальным брэндом в среднем и дешевом ценовом сегменте. "Но до тех пор, пока не будут урегулированы наши юридические сложности, с инвестициями придется повременить, положение слишком нестабильно", - говорит гендиректор НМФ Евгений Карпенко.

В то же время он достаточно скептично оценивает планы сибирских производителей по серьезному увеличению производства: "Мы увеличиваем производство пока только в рамках проектной мощности - последнее время фабрика была загружена не более чем наполовину. Решение же о глобальной модернизации требует уверенности в своих силах - рынок макарон насыщен и поделен между крупными игроками".

Схожего мнения придерживается и гендиректор пищевого дистрибьютора Торговый центр "Новосибирск" Константин Власов: "Потребление макарон не только не растет, но даже имеет тенденцию к снижению. Часть макаронного рынка успешно "отъедают" другие продукты быстрого приготовления - супы, каши и т. д. Увеличивая производство, можно рассчитывать только на отбирание доли у других производителей". Эффективным методом Власов считает вывод на рынок новых марок. В Новосибирской области потенциал Омской макаронной фабрики он оценивает невысоко: "Два года назад мы начинали продавать "Добродею" (брэнд ОМФ. - "Ведомости") в Новосибирске, но она не пошла".

Ирина Грасс, начальник отдела маркетинга и рекламы компании "Макфа", согласна с тем, что потребление макарон уменьшается за счет широкого ассортимента продуктов быстрого приготовления, поэтому увеличение производства - шаг достаточно рискованный: "Региональные производители имеют определенные преимущества перед национальными - это обычно более низкие цены и весьма сильные позиции на локальных рынках. Но задача по увеличению производства и, как следствие, продаж потребует дополнительных серьезных затрат на маркетинг, которые могут оказаться не по силам". В то же время наращивание объемов крупными производителями Грасс считает оправданным: "Крупные компании более мобильны в выборе рынков сбыта и имеют больше ресурсов для продвижения, у регионалов инструментов намного меньше".

Источник: Ведомости