05.09.2003

Проект "Б": Мечта троечника



Максим Трудолюбов

Младое и незнакомое племя, которое отправилось в начальные классы на прошедшей неделе, скоро окажется в уникальном положении просто в силу демографии. Их так мало рождалось в середине 90-х, что, закончив школу, они смогут прямиком отправиться в высшие школы почти без конкурса - конечно, если количество мест в вузах останется таким же, как сейчас.
В середине трудных 90-х гг. детей родилось на целый миллион (т. е. более чем вполовину) меньше, чем в середине 80-х. И если задача высшей школы - "формировать элиты", то вот они, элиты, носятся по двору, радость своих родителей. Уже в 20-х гг. они все без исключения активно войдут в процесс, а потом начнут всеми заправлять. Невольно наполняешься гордостью за них.

И напрасно. Кем же они будут заправлять, если уже сейчас в вузы идет больше молодых людей, причем гораздо больше, чем в средние специальные школы?

Система образования в ранние советские времена изобреталась как "социальный инструмент", который должен был сформировать некий идеальный колхоз на всю страну. Представления об идеале менялись, и систему переналаживали. Но в любом случае она должна была создать класс профессионалов и небольшую и надежную элиту, а для этого вырвать учеников из домашнего и "общинного" контекста и поставить их в правильный общественный контекст.

Это не злобное советское изобретение, а веяния времени столетней давности. Педагогические авторитеты в то время восхищались советской системой. Советские экспериментаторы могли реализовать то, о чем на Западе только мечтали. В частности, систему хвалил американский философ Джон Дьюи, проповедовавший у себя в США нечто похожее (только без идеологической начинки). "Они стремятся создать настоящую идеологию труда, отводя сфере экономики и производства центральное место, которое то реально занимает в современном обществе". Каждому ясно, писал Дьюи, что в любой западной стране росту значения общественных школ соответствует по меньшей мере ослабление старых семейных уз. "То, что происходит сейчас в России, создает впечатление планируемого ускорения этого процесса", - восхищался философ в конце 20-х гг. прошлого века. У себя на родине ему не удалось ускорить процесс из-за отсутствия авторитарных рычагов, а в России все получилось. Ради достижения тех недостижимых целей из общинного контекста, т. е. из традиций, были вырваны целые поколения. А вернуться уже нельзя - некуда.

Система образования окончательно сложилась как раз к моменту расформирования колхоза. Ее последний вариант, вариант образца 80-х гг. , и продолжает работать, только его вузовская "голова" теперь раздулась до неприличных размеров. Сбылась мечта троечника: его уже не могут пугать ПТУ. А через 10 лет никаких ПТУ и вовсе не будет и будет одна элита. "Идеология труда" превратилась в свою противоположность.

Только это не значит, что конкуренции среди нынешних младшеклассников через 10 лет не будет и все они займут места за столами руководителей. Наоборот, конкуренция будет жестокой. Большинство вузов не оправдывают своего названия, и по-настоящему "элитных" школ будет все меньше, и они будут все дороже. Из-за отсутствия традиций, если семейная составляющая не вернется, выбор будущего пути нынешних школьников будет определяться только соображениями престижа, а "престижного" по определению на всех не хватает.

Источник: Ведомости