09.09.2003

Перспективы московского рынка распространения и задачи московских распространителей на IV квартал 2003 года



2 сентября секция московских распространителей СИРПП провела совещание «Перспективы московского рынка распространения и задачи московских распространителей на IV квартал 2003 года».
В числе актуальных вопросов рынка распространения – переход на работу с издателями по договорам комиссии. Договоры комиссии, куда будут включены все издержки распространителей и необходимый процент прибыли, были бы решением проблемы рентабельности предприятий распространения. Но, если запустить в действие эту систему сейчас, значительная часть издателей вынуждена будет уйти с рынка. Целесообразно сделать этот переход поэтапным, но в том, что он состоится уже в ближайшее время, нет сомнений.
Участники совещания очень заинтересованно обсуждали общую ситуацию, складывающуюся на рынке прессы. Крупные издатели сегодня пытаются подчинить себе систему распространения, что, безусловно, нанесет ущерб мелким издателям. Вместе с тем они пока не могут объединить профессиональное сообщество. Издатели могли бы регулировать рынок распространения только в том случае, если бы они выпускали действительно социально значимые издания. Все конфликты на рынке сегодня инициируют коммерческие издательства, в их основе - финансовые споры. Таким образом, самая большая проблема российского рынка прессы - во взаимоотношениях издателей, которые никак не могут договориться друг с другом, а вовсе не в отсутствии понимания между издателями и распространителями. На цивилизованном рынке издатель (владелец товара) занимает на рынке главенствующее место, управляет рынком, формирует законодательство, но при этом гарантирует всем распространителям равные условия. Во многих странах тоже нет нормативных документов, но есть согласованные позиции о гарантиях издательского бизнеса. В России пока о таких гарантиях говорить рано.
Возможно, в скором времени найдется группа издателей, которая сможет предложить профессиональному сообществу новую объединяющую идею. Пока же все идеи старые и сводятся к тому, чтобы создать собственную распространительскую сеть, гарантирующую привилегированное распространение своих же изданий.
В связи с этим важнейшую функцию объединения профессионального сообщества должны взять на себя общественные организации. Именно они должны создать новые правила работы на рынке и активно участвовать в разработке нового законодательства.

Источник: Витрина читающей России