09.09.2003

"Славянка" против "Гжелки". У самой популярной водки появился еще один конкурент



Роман Кутузов

Этой осенью резко обострится борьба в low-premium-сегменте водочного рынка. Русская вино-водочная компания, московский ЛВЗ "Кристалл" и одноименная торгово-промышленная группа, руководителем которой является бывший глава "Росспиртпрома" Сергей Зивенко, выпускают несколько новых водочных марок ценой 70 - 90 руб. в рознице. Производители не скрывают намерения побороться за покупателя "Гжелки", постепенно теряющей свои позиции.
Товарный знак водки "Гжелка" до недавнего времени принадлежал московскому ликероводочному заводу "Кристалл" (51% акций предприятия находится в управлении ФГУП "Росспиртпром") и до сих пор является самым популярным водочным брэндом в стране. За год продается около 4 млн дал "Гжелки", это составляет 40 - 50% от общего производства московского "Кристалла". Однако в конце прошлого года "Гжелка" и еще ряд товарных знаков были куплены не имеющей отношения к "Росспиртпрому" торгово-промышленной группой (ТПГ) "Кристалл", которую возглавил бывший гендиректор ФГУП "Росспиртпром" Сергей Зивенко. В ТПГ входят калужский водочный завод "Кристалл", ликероводочный завод в г. Обнинске, дистрибьюторская компания "Гросс" и ряд других подразделений. Новые владельцы марки обновили дизайн бутылки и этикетки "Гжелки" и недавно разлили пробную партию этой водки на калужском "Кристалле". Дистрибьюцией всей "Гжелки", как московского, так и калужского производства, занимается компания "Гросс". Все другие водки, производимые московским "Кристаллом", оптом продает компания "Кристалл-Лефортово", крупный акционер московского завода.

В октябре Русская вино-водочная компания (РВВК) , владелец марки "Флагман", запустит в продажу новый брэнд - водку "Славянка". По словам вице-президента по маркетингу РВВК Германа Климовского, "Славянка" будет рассчитана на тех же потребителей, что и "Гжелка". "Только наша марка гораздо лучше просчитана, мы предварительно провели глубокие маркетинговые исследования", - говорит Климовский. Новая марка будет позиционирована в том же ценовом сегменте, что и "Флагман", - около 90 руб. за бутылку в рознице ( "Гжелка" стоит примерно 85 руб. ) На рекламу и продвижение нового брэнда РВВК выделяет на 2004 г. немалую по масштабам водочного рынка сумму - $2 млн. В РВВК рассчитывают за 2004 г. довести продажи "Славянки" до 650 000 дал. "Флагмана", по словам Климовского, будет продано в этом году примерно 3,2 млн дал.

"Динамика совершенно очевидная. "Флагман" постепенно теснит "Гжелку" на рынке, - говорит генеральный директор исследовательской компании "Бизнес Аналитика" Андрей Стерлин. - Кроме того, смена дизайна этикетки и появление нового завода-производителя тоже сбивают потребителей [ "Гжелки"] с толку. Плюс на рынке появилось большое количество подделок "Гжелки". По оценке Стерлина, "Славянка" еще более точно нацелена на потребителей "Гжелки", чем "Флагман".

Но опасность грозит "Гжелке" не только со стороны РВВК. На московском "Кристалле" опасаются, что новые владельцы товарного знака "Гжелка" могут полностью перевести его производство из Москвы в Калугу. Да и вообще дела у завода сейчас не очень хороши. Объемы производства по сравнению с августом прошлого года снизились примерно на 20% , рассказал "Ведомостям" источник в руководстве предприятия. В качестве основных причин он указывает на введение новых акцизных марок, а также на то, что продукцию завода стали активно подделывать - в конце августа в Подмосковье только на одном нелегальном складе было найдено 280 000 бутылок подделок под продукцию "Кристалла", в основном "Гжелку". "Мы уже в сентябре запускаем ряд новых марок, призванных поддержать продажи и заменить "Гжелку", в случае если завод перестанет ее производить", - сказал "Ведомостям" источник, близкий к руководству завода. Названия новых водок на заводе пока не разглашают, их стоимость планируется на уровне 70 руб.

В ТПГ "Кристалл" также не дремлют - готовят новые сюрпризы конкурентам. "В ближайшее время мы запустим целый ряд водочных марок в ценовом сегменте несколько более дешевом, чем "Гжелка", - говорит заместитель председателя совета директоров компании "Гросс" Павел Шевченко. - Это будут "Ржаная. "Кристалл" и "Пшеничная. "Кристалл" по розничной цене около 68 руб. В несколько более высоком сегменте (до 73 руб. ) будут "Оболенская. "Кристалл" и "Славянская. "Кристалл". Кроме того, калужский "Кристалл" займется выпуском слабоалкогольных коктейлей на основе водки под названием "Кристалл клаб".

Что касается самой "Гжелки", то в ТПГ за нее не очень опасаются. "Эта марка без всякой рекламы смогла занять лидирующие позиции на рынке, и, думаю, потеснить ее вряд ли кому-нибудь удастся", - полагает Шевченко.



Источник: Ведомости