11.09.2003

"Калина" спустила "Алые паруса". Компания продает непрофильные активы



Сергей Рыбак

Крупный производитель парфюмерно-косметической продукции концерн "Калина" продал принадлежавший ему украинский завод "Алые паруса". Этой сделкой концерн начал реализацию новой стратегии, заключающейся в избавлении от непрофильных активов и направлении всех ресурсов на продвижение своих ключевых брэндов. Концерн "Калина" - один из крупнейших в России производителей парфюмерно-косметической продукции. По данным компании, ее оборот в прошлом году составил около $130 млн. В концерн входят головная парфюмерно-косметическая фабрика в Екатеринбурге, Омский завод стирально-моющих средств и две фабрики в Узбекистане. Объем продаж комбината "Алые паруса" в прошлом году составил около $7 млн, комбинату также принадлежат права примерно на 80 торговых марок, разработанных в советское время, в том числе на право использования на Украине товарного знака "Тройной одеколон".

До сих пор "Калина" охотно приобретала предприятия в России и за ее пределами. Например, комбинат "Алые паруса" (г. Николаев) был куплен в 1999 г. - по словам генерального директора "Калины" Тимура Горяева, для того, чтобы избежать двойного налогообложения и из-за возможности использования сбытовой сети "Алых парусов" в соседней республике.

Но недавно "Калина" решила изменить стратегию. Как сообщил в интервью "Ведомостям" Горяев, свой пакет в 84% в "Алых парусах" концерн продал еще в начале августа. Покупателями стали нынешний председатель правления "Алых парусов" Олег Ярмощук и анонимный инвестор. И Горяев, и Ярмощук отказались называть сумму сделки. По оценке вице-президента Парфюмерно-косметической ассоциации России Андрея Малыгина, сумма сделки могла составить около $10 млн.

Решение продать украинский завод сам Горяев объясняет желанием сосредоточиться на ключевом для компании бизнесе - развитии брэндов. Николаевский завод занимался выпуском большого количества марок, предназначенных специально для украинского рынка. "Калина" же решила сфокусироваться на продвижении нескольких сильных брэндов на территории всего СНГ. Среди наиболее известных марок "Калины" - зубные пасты "32" и "Лесной бальзам", а также крем для кожи "Черный жемчуг ".

Вслед за "Алыми парусами", по словам Горяева, до конца будущего года будут проданы еще два непрофильных для "Калины" бизнеса - торговый комплекс площадью в 30 000 кв. м, расположенный в Николаеве, а также екатеринбургское предприятие "Новопласт" по выпуску пластиковых туб для парфюмерно-косметической продукции.

Одновременно "Калина" в будущем году планирует увеличить на треть рекламный бюджет - до $30 млн - для продвижения своих марок. При этом производство все большей части продукции, по словам Горяева, будет переноситься на сторонние предприятия - возможно, и на "Алые паруса".

"Они пошли по правильному пути, ведь большинство международных компаний как раз сосредоточиваются на выпуске своей продукции на контрактной основе", - говорит Андрей Малыгин.

Новость о продаже "Алых парусов" не вызвала большого оживления у российских конкурентов "Калины". Георгий Пойдашев, генеральный директор компании "Торн", продвигающей на российском рынке зубную пасту "Кедровый бальзам", полагает, что продажа николаевского завода и прочих активов может объясняться желанием поднять капитализацию "Калины". Пойдашев убежден, что сделка практически не затронет основной бизнес "Калины" и не приведет к снижению ее доли рынка.

А Оксана Молдаванова, директор по маркетингу компании "Мэзопласт", крупного отечественного предприятия, занимающегося выпуском парфюмерно-косметической продукции, полагает, что продажа "Алых парусов" может даже укрепить положение екатеринбургского концерна. "Их позиции только усилятся, ведь каждый должен заниматься своим делом", - говорит Молдаванова.

Источник: Ведомости