11.09.2003

Между литературой и бизнесом. В розничный бизнес идут издательства и оптовики



Глеб Крампец,Андрей Мусатов

таблицы и графики к статье



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Новосибирская компания "Топ-книга" несколько месяцев назад открыла первые два магазина в Петербурге. По мнению участников рынка, "Топ-книге" потребуется не меньше 15 торговых точек, чтобы утвердиться на новом для себя рынке. Причем конкурировать ей придется как с традиционными игроками, так и с розничными сетями, которые создают издательства. Магазины "Топ-книги" работают под маркой "Книгомир".

По словам Павла Волкова, начальника отдела по развитию "Топ-книги", они открыты для изучения рынка. Чтобы занять заметное положение на рынке, компании понадобится примерно два года. "Топ-книге", которая известна как крупнейший в стране оптовик, принадлежит около 100 магазинов по всей России. Волков отказался комментировать коммерческие детали петербургского проекта. Наталья Соколова, заместитель генерального директора по PR компании "СНАРК", оценивает затраты на открытие магазина площадью 200 - 300 кв. м примерно в $100 000. Чтобы осуществить свои планы, "Топ-книге" нужна сеть приблизительно из 15 магазинов, полагает она.

От киоска до клуба.

Исполнительный директор издательства "Азбука" Алексей Гордин оценивает объем розничного рынка книг в Петербурге приблизительно в 500 млн руб. в год. За два года рынок может вырасти на 60% , полагает он. И произойдет это именно за счет укрупнения сетей и увеличения стоимости книг.

Наталья Лезунова, заместитель директора Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, считает, что пять крупных розничных сетей занимают разные ниши на рынке - от торговых киосков в метро до книжных клубов. Совокупная доля рынка этих сетей, по ее оценке, составляет 50%.

Однако значительную часть покупателей оттягивает книжный рынок в ДК имени Крупской, который Волков из "Топ-книги" называет вторым - наряду с Невским проспектом - местом концентрации книготорговли. "Это означает, что большому числу покупателей приходится тратить время на дорогу до книжного магазина. В этих условиях логичным шагом будет расширение географии сети и открытие магазинов в местах с высокой концентрацией пешеходных потоков", - говорит Волков.

Руководитель группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский считает, что наиболее вероятным ходом развития сетей станет открытие магазинов в спальных районах, часто в торговых центрах. "Сегодня книга стала продуктом спонтанного спроса, так что люди, зайдя в супермаркет за продуктами на ужин, могут купить и книгу", - полагает он.

По оценке Шаскольского, годовой оборот на квадратный метр составляет в книжной розничной торговле $6000 - 8000. Аналогичный показатель по продовольственным товарам - $4000 - 6000, а по одежде - до $20 000.

Участники рынка признают, что их розничная наценка составляет 50 - 100%.

Лезунова отмечает, что создание сетей и выход на рынок новых игроков усилят конкуренцию и решающую роль в конкурентной борьбе будут играть не только удобное расположение и ассортимент, но и уровень оказываемых услуг.

Большой дом.

Наиболее активны в рознице традиционные игроки, в первую очередь Дом книги, который с 1997 г. получил в управление сеть из нескольких государственных магазинов, а в июле открыл на Невском проспекте, 62, филиал, по площади сопоставимый с основным торговым комплексом. Однако позиции старейшего в городе книжного магазина могут ослабнуть, поскольку основное здание Дома книги скоро закрывается на долгосрочный ремонт.

Обладатель крупнейшей в Петербурге сети книжных магазинов компания "СНАРК" начала работу как розничный оператор в 1998 г. До этого компания занималась оптовой торговлей. "Мы почувствовали сужение розничного рынка, просчитали перспективы развития розницы и решили создать свою розничную сеть", - говорит Наталья Соколова.

По ее мнению, в Петербурге сформировались условия для развития крупных сетей. А уже существующие сети будут укрупняться. Сейчас у "СНАРК" 22 магазина, в сентябре компания планирует открыть в районе метро "Ладожская" книжный супермаркет площадью 700 кв. м.

Книжная витрина.

Наряду с традиционными игроками на розничный рынок выходят и издательства. "Азбука" за полтора года открыла восемь магазинов "Книжный салон", а до конца года планирует увеличить сеть до 12 магазинов.

Сеть "Буквоед", которая входит в холдинг "Эксмо" (в него входит и одноименное издательство) , состоит из 11 магазинов и планирует, по словам генерального директора этой сети Дениса Котова, до конца года открыть еще три.

Лидером рынка по количеству торговых точек считается единая коммерческая сеть (ЕКС) "Нева", которая была основана одноименным издательством четыре года назад. ЕКС включает 54 киоска, расположенных на станциях метро или рядом с ними.

Несмотря на внушительные масштабы сети, в издательстве "Нева" не рассматривают ее в качестве источника доходов. Через собственные торговые точки продается лишь несколько процентов от общего тиража издательства, утверждает PR-менеджер "Невы" Тимофей Маркин.

Издательства рассматривают свои сети как один из способов решения различных задач, в том числе продвижения собственного брэнда или своих авторов. "Одной из причин, по которой мы начали создавать розничную сеть, является возможность продвигать конкретного писателя. Имея 12 магазинов, это сделать легче", - говорит Гордин из "Азбуки".

По словам Дениса Котова, генерального директора сети книжных магазинов "Буквоед", благодаря созданию сетей у издательств появляется возможность розничной продажи и продвижения собственной продукции.

Генеральный директор издательства "Амфора" Олег Седов считает, что создание розничных сетей - это определенная веха в развитии фирмы. Срок окупаемости сети при условии, что в каждый магазин будет вложено около $100 000, он оценивает в 1 - 3 года.

Битва за ассортимент.

Независимые торговцы считают своим преимуществом широкий ассортимент, которым, по их мнению, не могут похвастаться магазины издательств. "Когда сеть создана для того, чтобы продвигать в основном свой товар, это не может не сказаться на ассортименте. Он немного уже, чем у независимых игроков", - считает Наталья Соколова.

Однако Лезунова отмечает, что принадлежащие издательствам сети стараются увеличить ассортимент и по этому показателю они "почти догнали независимых игроков".

Алексей Гордин согласен, что при создании розничной сети велик риск начать продвигать только книги своего издательства. "Однако розница - это тоже бизнес, и мы, конечно, покупаем книги у других издательств. Если они продаются лучше наших, то мы вынуждены ставить их на лучшие места, - говорит он. - Если у нас будет небольшой ассортимент, люди к нам просто не пойдут. И тогда ни о каком продвижении продукции "Азбуки" не может быть и речи".

С другой стороны, ценовая политика сетей, созданных издательствами, более эластична. "Буквоед", например, иногда опускает розничную наценку на продукцию "Эксмо" на 5%. Однако Котов говорит, что такие меры обычно не очень эффективны и прибегают к ним нечасто.

По мнению Лезуновой, чаще всего издательства предпочитают поддерживать в своих сетях стоимость книг на уровне цен у независимых игроков рынка розничной книжной торговли.

По мнению участников рынка, из-за более качественного обслуживания клиенты постепенно будут переходить от небольших магазинов к издательским сетям. "Уровень обслуживания клиента в маленьких магазинах гораздо ниже, чем в сетях, у которых больше возможностей организовать качественный сервис", - говорит Котов.

Источник: Ведомости