16.09.2003

Новый НПЗ за $1 млрд. Задумал построить "ЛУКОЙЛ" в Подмосковье



Александр Тутушкин

"ЛУКОЙЛ" обнародовал амбициозные планы на топливном рынке московского региона. Компания изучает возможность строительства крупного НПЗ в Московской области (ориентировочная стоимость - $1,1 млрд) и намерена построить или приобрести в регионе 300 АЗС. Аналитики сомневаются в том, нужны ли новые нефтеперерабатывающие мощности в Подмосковье. Вчера президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов и губернатор Московской области Борис Громов подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве между компанией и областью, которое конкретизирует генсоглашение, заключенное сторонами еще в 2000 г.

Новый документ поражает масштабностью совместных планов партнеров. Они задумали построить в области НПЗ мощностью до 9 млн т нефти в год. Соглашение предусматривает, что в течение 2004 г. "ЛУКОЙЛ" подготовит технико-экономические обоснования данного проекта. Правительство области, со своей стороны, обязалось оказать содействие "ЛУКОЙЛу" в выделении участков под строительство нефтебаз и автозаправочных комплексов. В 2004 г. "ЛУКОЙЛ" планирует построить в Подмосковье около 50 заправок, затратив на это $60 млн.

Как сообщил "Ведомостям" представитель "ЛУКОЙЛа", необходимость строительства в регионе нового НПЗ объясняется главным образом тем, что построенный в 1930-х гг. и экологически неблагополучный Московский НПЗ (МНПЗ) рано или поздно придется выводить из города или просто закрывать - модернизировать его невозможно, так как предприятие находится в окружении жилых кварталов, и для строительства новых установок просто нет места.

Стоимость проекта создания нового НПЗ в компании оценивают примерно в $1,1 млрд. В "ЛУКОЙЛе" предполагают встроить его в единую технологическую цепочку с принадлежащим компании НПЗ "НОРСИ" (Нижегородская обл. ). Это означает, что на новых мощностях упор будет сделан не на первичную переработку нефти, а на получение высококачественного топлива из полупродуктов, производимых "НОРСИ".

По словам представителя компании, параллельно "ЛУКОЙЛ" разворачивает экспансию на розничном рынке региона. В течение ближайших трех лет "ЛУКОЙЛ" планирует построить и приобрести в Москве и области 300 автозаправочных комплексов, что составит 15 - 20% рынка.

Представитель пресс-службы обладминистрации говорит, что региональная власть приветствует планы "ЛУКОЙЛа", так как они сулят увеличение налогооблагаемой базы и создание новых рабочих мест.

Конкуренты "ЛУКОЙЛа" к этим планам настроены вполне лояльно. Шалва Чигиринский, президент Московской нефтяной компании, которая управляет МНПЗ, говорит, что "этот рынок [московский] бездонный и места на нем хватит всем. Они могут построить завод лет через пять, но к этому времени потребление бензина в регионе вырастет более чем вдвое".

Аналитик "Атона" Тимербулат Каримов замечает, что за последние три года "ЛУКОЙЛ" вложил в down stream $3 млрд, что составляет 40% всех его инвестиций. У компаний же, демонстрирующих более высокую эффективность, этот показатель составляет не более 10 - 20% , отмечает эксперт. По его мнению, строительство НПЗ окупится не скоро и столь крупные инвестиции компании лучше бы направить на интенсификацию нефтедобычи в Западной Сибири.

Евгений Сацков из ИФК "Метрополь" тоже сомневается в целесообразности этого проекта ввиду избытка перерабатывающих мощностей в России. "Москва вполне адекватно обеспечивается топливом из соседних регионов. Миллиардная инвестиция может не окупиться", - говорит он. Более жизнеспособным он считает проект "Роснефти" и "Сургутнефтегаза" по строительству НПЗ в Приморске, полностью ориентированного на экспорт.

Источник: Ведомости